Библиотека » Аптека в стационаре

 

Проблемы лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений достаточно обширны и многочисленны. Нормативно-правовая база определяет то поле, в котором работают больничные аптеки. Сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что те нормативные документы, которые регламентируют их деятельность, достаточно древние и требуют основательного пересмотра. Это касается контроля качества тех лекарственных средств, которые изготавливаются в аптеках, а так же форм и различных аспектов деятельности. На сегодняшний момент появились новые направления и те проблемы, которые стоят перед аптечными учреждениями. И это, в первую очередь, связано с тем, что с каждым годом особо остро стала проблема закупок ЛС для государственных нужд, которые осуществляются на конкурсной основе. Как показывает практика, основной груз ответственности и основная задача по обеспечению ложится на работников больничных аптек, которые не всегда к этому готовы.
 

Существуют вопросы, которые касаются государственного контроля ЛС, которые изготавливаются в аптеках и используются в лечебных процессах и оказании медицинской помощи. В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться бесплатно. Принимая во внимание, что при лечении практически всех заболеваний практически 95% всех врачебных назначений составляет лекарственная терапия, разработан механизм защиты жизненно важных интересов общества и государства, и обеспечение населения является чрезвычайно актуальной проблемой. Система государственного контроля качества ЛС выступает в качестве одного из важнейших механизмов защиты жизненно важных интересов, и обеспечение национальной безопасности государства в сфере обращений ЛС.
 

Основными задачами государственного контроля являются: создание системы, препятствующей поступлению в обращение недоброкачественных и фальсифицированных ЛС, реализация мероприятий по выявлению и изъятию из обращения недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции. В результате административной реформы – Указ N 314 от 09.03.04, Постановление Правительства РФ «О создании и утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», ФЗ от 22.08.04 N 122, внесший многие изменения в законодательные акты. Государственная система контроля качества ЛС стала включать в себя Федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере обращения ЛС – Минздравсоцразвития России. Федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения ЛС и его территориальные органы – на сегодняшний момент в России образовано 75 территориальных управлений Росздравнадзор, некоторые субъекты объединены, и в ближайшее время система будет полностью сформирована и начнет работать. И Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом – это Росздрав.
 

Из государственной системы контроля качества, которая была до введения ФЗ N 122, исключены органы исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению государственного контроля качества эффективности и безопасности ЛС - это очень важный аспект, потому что все контрольные и надзорные функции перешли на федеральный уровень. Этим занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, непосредственно через свои территориальные управления. Кроме того, исключены НИИ учреждения, институты, лаборатории, осуществляющие государственный контроль качества, эффективности, и безопасности ЛС. На сегодняшний момент они выступают в качестве тех организаций, которые могут привлекаться органами надзора и контроля для проведения экспертизы соответствия ЛС установленным стандартам качества. Государственный контроль качества осуществляется на нескольких этапах. На этапах: регистрации ЛС, подтверждения соответствия при выпуске в обращение, и выборочный контроль качества в процессе обращения. Проводятся виды предварительного выборочного контроля, повторного выборочного контроля, и инспекционный контроль организаций–производителей, аптечных учреждений, предприятий оптовой торговли и учреждений здравоохранения.
 

Предварительному контролю подвергаются впервые производимые ЛС, впервые ввозимые на территорию РФ ЛС, выпускаемые после перерыва в производстве от 3 и более лет, выпускаемые по измененной технологии, а так же в связи с ухудшением качества. План выборочного контроля утверждает руководитель Росздравнадзора. В целях экспертизы качества ЛС Федеральная служба привлекает организации, аккредитованные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, по технической компетентности и независимости. В основном это центры контроля качества субъектов, которые раньше входили в систему государственного контроля качества и работают во взаимодействии с Росздравнадзором в осуществлении мероприятий по осуществлению государственного контроля. В рамках выборочного контроля за ЛС, находящимися в обращении, в Центре контроля качества по поручению Росздравнадзора проводится экспертиза качества ЛС по трем показателям: описание, упаковка, маркировка. В случае обоснованных сомнений в качестве могут проводиться дополнительные испытания.
 

По итогам выборочного анализа контроля за прошлый год Росздравнадзор получил интересные цифры, свидетельствующие о том, что 64 % недоброкачественных ЛС, введенных в обращение, произошли по вине дистрибьюторов и тех организаций, которые доводят эти ЛС до предприятий розничной торговли, а так же за счет нарушения фармацевтической деятельности аптечных предприятий. Результаты повторного выборочного контроля показали, что те образцы, которые оказались недоброкачественными в процессе обращения, на самом деле были нормальными. Росздравнадзор пришел к выводу, что те 64 % – это брак, в результате выведения продукции до предприятий розничной торговли в процессе обращения. Государственный контроль над деятельностью аптек и лечебно-профилактических учреждений осуществляется в рамках лицензирования, соблюдения лицензионных условий, а также выборочного контроля качества ЛС – заказываемых в аптеках и находящихся в обращении. В соответствии с ФЗ «О лекарственных средствах» аптеки в ЛПУ относятся к аптечным учреждениям, то есть к организациям, осуществляющим фармацевтическую деятельность – пунктами торговли, аптечными учреждениями в сфере обращения ЛС. Аптечная фармацевтическая деятельность предполагает розничную торговлю и изготовление ЛС. В последнее время участниками фармацевтического рынка поднимается вопрос о запрете внутриаптечного изготовления ЛС, применение которых в случае несоответствия качества может нанести существенный вред здоровью пациента. Значительный объем серийных заказов ЛС обусловлен несколькими факторами. Более высокая стоимость препарата – ЛС, изготовленные промышленным предприятием, на 50% дороже аналогичных, изготовленных в аптеках и ЛПУ. Так же другим немаловажным фактором является отсутствие возможности приобретения продукции промышленного производства, ввиду того, что далеко не все организации оптовой торговли ЛС имеют в своем ассортименте данную продукцию в связи с невысоким уровнем доходов, возникает проблема закупки ЛС промышленного производства для обеспечения лечебного процесса.

Существует проблема, каким ЛС обеспечить больного – промышленного производства, или изготовленным в аптеке, когда стоит вопрос о том, когда стоит вопрос о том, какого качества будут эти препараты. Позиция Росздравнадзора заключается в том, что не должно быть двойных стандартов к тем лекарственным формам, которые существуют. Качество препаратов, изготовленных в аптечных условиях, должно быть таким же, как и изготовленных промышленным производством, так как больной должен получить качественную медицинскую помощь.

Особенности развития российского рынка госпитальных закупок в 2005 году
Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич
Руководитель Департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт»

При подготовке доклада Д.В. Мелик-Гусейнов пользовался рекламной базой данных компании «Фармэксперт» – проект существует с 1999 года. Так же использованы данные государственного комитета по статистике и публикации в СМИ. Значительно сокращается количество врачей, младшего врачебного персонала, больниц, больничных коек, поликлиник. Но радует тот факт, что на рынок приходит все больше компаний, как отечественных, так и иностранных. По показателям 2005 года можно заметить, что сокращается количество всех специальностей, за исключением терапии и неврологии. Темпы роста госпитального рынка замедлились – его объем в 2005 году составил 1 млрд 400 млн руб. Доля госпитального рынка так же несколько сократилась за счет увеличения доли розничного рынка, и за счет введения нового сегмента – системы ДЛО. В Центральном федеральном округе сосредоточены клиники и НИИ, которые покупают дорогостоящие, инновационные препараты. В стоимостном выражении на рынке госпитальных препаратов доля отечественной продукции является основной.

В 2005 году на первую строчку рейтинга вышли препараты компании «ASTRA-ZENECA». На рынок приходя компании, которые работают с инновационными брендами – это «SANOFI-AVENTIS», «NOVARTIS», «PFIZER» и т.д. В 2005 году – в рейтинг лучшей десятки вошли компании «NOVARTIS», «ASTRA-ZENECA», ушли отечественные корпорации «Отечественные лекарства», «Брынцалов», «Фармцентр». На госпитальный рынок поступают дорогие инновационные препараты, цена которые более 20 у.е., и сокращается доля копеечной продукции. Цена на импортные препараты имеет некоторую тенденцию к сезонности – самые дорогие препараты закупаются в 3 и 4 квартале. В настоящее время назрела реформа госпитального сегмента, и, скорее всего, аналитики с 90 % уверенностью говорят о том, что переход будет осуществляться в 2006 году. Если реформа состоится, к 2009 году объем рынка составит приблизительно 2 млд долларов.

Платные услуги в аптеке ЛПУ
Солонинина Анна Владимировна
Проректор Пермской государственной фармакадемии

Ситуация каждый раз обрисовывается и не меняется – проходят значительные изменения в системе здравоохранения, меняются законодательные и нормативные документы, система фармацевтического надзора. Но до настоящего времени не решены вопросы работы больничных аптек. При выдаче лицензий ограничивают права больничных аптек по розничной реализации, как правило, в лечебных учреждениях, имеющих множество подразделений и различных корпусов, открываются аптечные пункты, киоски, аптеки, преимущественно с частной формой собственности. При этом аптека ЛПУ влачит нищенское существование – у работников аптек маленькая зарплата, сложно сформировать штата, так как у сотрудников нет материальной заинтересованности. Так же не разработаны требования к оказанию фармацевтических услуг аптекой стационара. В перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические. Аптеки ЛПУ продолжают свою деятельность на основе старых традиций, руководствуясь устаревшими нормативными документами.

Фармацевтическая деятельность не в полной мере соответствует той работе, которая осуществляется в аптеках ЛПУ. Предлагалось открыть аптеки в каждой больнице – не столько для снабжения, которое нужно организовывать как специализированное фармацевтическое подразделение. Так же было предложено ввести должность заместителя главного врача по лекарственному обеспечению – провизора. Была проведена работа по разграничению службы клинической фармакологии и аптечной службы. Разработка правил надлежащей аптечной практики, предложено введение должности «Больничный провизор», ведение платных фармацевтических услуг.

Необходимо ответить на следующие вопросы: «Оказывают ли в ЛПУ платные медицинские услуги? Оказывают ли в ЛПУ платные фармацевтические услуги? Включены ли в перечень медицинских услуг ЛПУ платные фармацевтические услуги? Как осуществляется использование лекарств при платных медицинских услугах? Имеют ли право аптеки ЛПУ оказывать платную услугу, в том числе и осуществлять розничную реализацию?». Конечно, все лечебные учреждения оказывают платные медицинские услуги. К сожалению, перечень оказываемых медицинских услуг в лечебных учреждениях не включает платные фармацевтические услуги, хотя практически их осуществляет – изготавливает и отпускает лекарства для других лечебных учреждений. Во многих лечебных учреждениях в подразделениях имеются аптечные пункты, розничные аптеки с частной формой собственности. Но некоторые лечебные учреждения имеют свои подразделения – осуществляют розничную реализацию фармацевтических товаров чрез аптечные пункты в подразделениях лечебных учреждений. Это встречается очень редко, и лицензию аптеки получают с большим трудом.

До сих пор для платных медицинских услуг очень часто используют те лекарства, которые были закуплены для оказания бесплатной медицинской помощи. Отсутствует механизм возмещения этих расходов. В некоторых лечебных учреждениях каким-то образом возмещают эти расходы, и в каждом ЛУ это происходит по-разному. Не ведется раздельный учет движения лекарств, приобретенных для бесплатной помощи, и для оказания платных медицинских услуг. Имеют ли право аптеки ЛПУ оказывать платные услуги? Согласно общероссийскому классификатору услуг, есть услуги аптечных подразделений, которые отнесены к «прочим медицинским услугам». Поэтому при формировании перечня платных медицинских услуг в лечебном учреждении правомерно включать платные фармацевтические услуги, которые будут оказываться аптекой и лечебным учреждением. Наряду с этим ФЗ «О лекарственных средствах» относит аптеку к учреждению здравоохранения к аптечным учреждениям, организациям, осуществляющим розничную торговлю ЛС, а так же изготовление и отпуск лекарств, не исключая возможности организации розничной реализации лекарств в аптечном лечебном учреждении. Обязанность аптек ЛПУ – обеспечивать лекарствами подразделение лечебного учреждения для оказания платных услуг, обусловлено стратегическими задачами аптеки. Стратегические задачи аптеки ЛПУ – это обеспечение лечебного процесса лекарствами, как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и для оказания платных медицинских услуг. Аптека должна обеспечивать лекарствами тех пациентов, которые получают помощь в рамках стационарозамещающих технологий. Эти технологии разные – как стационары дневного пребывания, так и хирургические манипуляции одного дня. При этом пациент не остается на ночь в больнице, а идет лечиться домой. Зачастую пациентам приходится самим приобретать лекарства для лечения в больнице, поскольку те препараты, которые включены в формуляр, не всегда обеспечиваются из-за низкого финансирования. Врач не может гарантировать качество лечения тем препаратом, который принес пациент, так как неизвестно его качество. А это может быть гарантировано только в том случае, если ЛС приобретено в аптеке есть все документы, подтверждающие качество. Пациенты нуждаются и в дополнительных препаратах, которые не включены в список. Одной из стратегических зада аптеки является информирование медицинского персонала о ЛС. Много проблем возникает из-за того, что утратила силу система информации о ЛС в поликлиниках и стационарах. Исходя из функций провизоров и фармацевтов, именно на них возлагается обязанность информирования медицинского персонала. Организация внутреннего фармнадзора в стационаре должна возлагаться на фармацевтическое подразделение, включая надзор хранения и использования ЛС. Таким образом, аптеку, которую можно рассматривать как самостоятельное, рыночно ориентированное фармацевтическое подразделение в лечебном учреждении, которое наряду с другими подразделениями может оказывать платные услуги. Аптека ЛПУ обязана обеспечивать лекарствами подразделения для оказания платных медицинских услуг, но при этом она имеет право на изготовление и отпуск ЛС другим ЛПУ, школам, детским и дошкольным учреждениям, Домам ребенка и так далее. Аптека ЛПУ имеет право заниматься розничной реализацией лекарств и других фармацевтических товаров пациентам ЛПУ и населению. Платные услуги необходимы для упорядочения использования ЛС при платных медицинских услугах, организация лекарственного обеспечения пациентов по дополнительному бесплатному лекарственному обеспечению, получение дополнительных источников финансирования расходов.

Разработаны принципы предоставления платных фармацевтических услуг. Это относительное обособление ресурсов, предоставление аптеке различной степени экономической самостоятельности, материальная заинтересованность коллектива аптеки в росте результатов. Также полная материальная ответственность за результаты этой деятельности, использование временно свободных внебюджетных средств ЛПУ на возвратные расходы. Организационный и финансовый контроль, установление ежемесячных доплат коллективу аптеки из средств, полученных от оказания платных медицинских услуг. Немаловажной является система материального и морального поощрения. В каждой больнице должна быть организована аптека либо с правом изготовления ЛС, либо аптека готовых лекарственных форм с правом фасовки. Статус заведующего аптекой – это заместитель главного врача по лекарственному обеспечению. Фармацевтические услуги подразделены на две группы: это услуги по оказанию платной и бесплатной фармацевтической помощи. Платные услуги подразделены на внутренние и внешние. Внутренние связаны с работой данного лечебного учреждения, внешние – это услуги, предоставляемые внешним организациям и населению. Все функции, которые возникают у аптеки по оказанию платных услуг, можно подразделить на снабженческие, хранение, отпуск, производственные, реализация, обеспечение качества и надзора и т.д.

Если будет выстроена система совершенно отдельного учета и отдельного возмещения затрат по использованию имущества бюджетной организации, в данной ситуации Федеральная и Монопольная служба может рассматривать, что 94 Закон не распространяется на закупки лекарств для платных услуг. В отпуске лекарств подразделения должно быть общее правило формирования для каждого пациента. По характеру все виды платных услуг можно разделить на три группы: обеспечение подразделений ЛПУ для платных медицинских услуг, реализация товара пациентам стационара и населению, изготовление и фасовка лекарств для других ЛПУ. Приказом главного врача платные фармацевтические услуги должны быть включены в перечень платных услуг лечебного учреждения. По существующему порядку этот перечень согласовывается с органами Управления Здравоохранения. Необходимо разработать и утвердить Положение о платных фармацевтических услугах, организовать в аптеке отдел платных фармацевтических услуг, получить лицензию на фармацевтическую деятельность, в том числе на розничную реализацию ЛС. Разработать механизм учета движения лекарств и отчетности и отчетности по заданному пункту. Разработать механизм возмещения расходов по использованию имущества ЛПУ для платных фармацевтических услуг. Разработать механизм раздельного документального оформления, способов движения, учета, хранения ЛС, используемых для оказания бесплатной и платной медицинской помощи. Разработано Положение о платных фармацевтических услугах, которое предусматривает порядок предоставления, детальной разработки документов, оформления и т.д. В структуре аптеки ЛПУ может быть два или три отдела – это аптека готовых лекарственных форм, отдел по оказанию бесплатной помощи и отдел платной помощи, и производственный отдел. Целесообразно аптеке для оказания платных услуг выделить отдельный лицевой счет в централизованной бухгалтерии лечебного учреждения. Результаты это этой работы положены в основу методических рекомендаций «Организация аптечных пунктов в лечебных учреждениях».

 

Штаты и помещения
Рожкова Ольга Иосифовна
Заведующая аптекой Санкт-Петербургской городской многопрофильной больницы N 2

Вопросы определения перечня численности должностей фармацевтического персонала – провизоров, фармацевтов и вспомогательного звена на сегодняшний день достаточно актуальны. Действующие приказы, регламентирующие штатное расписание больничных аптек в настоящее время были изданы более 20 лет назад. Основным критерием, определяющим численность сотрудников больничной аптеки, является количество коек в стационаре. Для больничной хозрасчетной аптеки это годовой товарооборот, обеспечиваемый ЛПУ. Политические и экономические реформы начала 90-х годов не могли не затронуть системы здравоохранения в целом и фармации в частности. В результате различных изменений стало очевидно, что существующие нормативные документы уже не отражают выполняемый аптеками объем работы.

Согласно существующим международным требованиям, предъявляемым к технологии ЛС и рациональной организации труда сотрудников госпитальных аптек, стало очевидным, что особое внимание нужно уделить качеству фармацевтической деятельности, отпускаемым ЛС внутриаптечного изготовления и промышленного производства, оборудованию, оснащению и компетентности специалистов. С введением в аптеках ЛПУ новых организационных условий, возникла необходимость в разработке отраслевых нормативов по определению штатов больничных аптек. Был проведен анализ аптек, обслуживающих муниципальные лечебно-профилактические учреждения города, что составляет 100 % всех стационаров города. Нормативные документы, определяющие штаты аптеки, основываются на количестве коек в ЛПУ. Однако в настоящее время целесообразно учитывать не только количество коек, которые отражают объем отпускаемых лекарств, но и профиль, который формирует ассортимент. Следовательно, это вызывает необходимость обязательного введения аптек, обслуживающих ЛПУ. Следует учитывать тот факт, что ЛПУ могут быть как государственные, так и частные.

Следует учитывать важность площадей аптечных предприятий, позволяющих выполнять различные функции – минимальная площадь межбольничной аптеки составляет 410 м кв. Рекомендуемый состав и минимальные площади аптек готовых лекарственных форм (от 60 кв. м до 136 кв. м в зависимости от количества коек и профиля ЛПУ). Минимальные площади производственной аптеки ЛПУ – 344 кв. м. В случае, если госпитальная или межбольничная аптека располагает дополнительным производством, площадь увеличивается на 179 м кв. Однако эти площади могут быть увеличены в зависимости от объемов выполняемых работ, а так же профиля ЛПУ. На сегодняшний день производственная деятельность аптек ЛПУ минимизирована в силу объективных причин. Это отсутствие высокотехнологичного оборудования и соответствующей кадровой подготовки специалистов. В ЛПУ негосударственной формы собственности с минимальным количеством коек до 10, подразделениях аптечной службы отсутствуют вообще, а функция лекарственного обеспечения возложена на старшую медсестру. В этом случае актуальна организация на территории таких ЛПУ распределительных аптечных пунктов, возглавляемых специалистом с фармацевтическим образованием. Представляется целесообразным пересмотр существовавших ранее нормативов по штатному составу аптек.

 

Практика и проблемы
Никифорова Ирина Евгеньевна
Заведующая аптекой Центральной клинической больницы УД Президента РФ

Стационар, в котором функционирует аптека, имеет коечный фонд в 1200 мест, но функционирует 50 клинических отделений, которые выполняют различные операции, 20 диагностических отделений, 7 лабораторий. Штат больницы – свыше 5 тысяч человек, в том числе с высшим и средним медицинским образованием – более 1 тысячи. Работает 43 доктора наук, 149 кандидатов медицинских наук. Это подчеркивает масштабность задач и сложность их выполнения. Аптека больницы состоит из 5 отделов, которые занимаются изготовлением лекарств, отпуском готовых ЛС и изделий медицинского назначения, расходных материалов, медицинского оборудования и предоставлением информационных услуг в стационаре для всех сотрудников. Основным показателем, характеризующим работу аптек в стационаре, является общий объем поступления и отпуска ЛС, динамика изменения товарооборота, количество изготовляемых лекарств.
Часто администрацией во внимание не принимается такой важный показатель, как товарные запасы и интенсивность их изменения. Этот показатель характеризует напряженность работы аптеки и ее штатов. Например, в отделе готовых средств аптеки товарные запасы с 2003 года уменьшились в 3 раза, а товарооборот за этот же период изменился с 9 дней до 13. Эта работа проделывается тем же количеством сотрудников, на тех же площадях, с отсутствием механизации. Материальная стимуляция работников увеличивается не такими быстрыми темпами. Фактором, вызывающим рост интенсивности труда, являются финансовые причины – необходимость соотносить недостаточность выделения бюджетных средств с качеством лечебной помощи, которая может обеспечивать развитие медицинской науки и квалификацию врачебных кадров. Следующая причина – это необходимость рационального использования денежных средств, особенно полученных от оказания платных медицинских услуг. Еще один фактор – это высокие темпы повышения стоимости лекарств. Все это заставляет искать более дешевые медикаменты, из существующих на рынке, и в совокупности с рамками, установленными 94 Законом, приводят к уменьшению партии поставляемого товара, и к увеличению товарооборота. К субъективным причинам, увеличивающим интенсивность труда аптечных работников в стационаре, на данный момент можно отнести нестабильность ассортимента медикаментов, предлагаемых на рынке. Как показывает опыт данного стационара, неудовлетворенный спрос может достигать 20% от потребностей. Как правило, дефектура возникает у всех дистрибьюторов, и чаще всего, по мнению И.Е. Никифоровой, среди больничного ассортимента, нежели в розничной сети. Время, затраченное на поиск нужных медикаментов, увеличивается, что приводит к мелким оптовым партиям, частоте закупок и значительно увеличивает трудозатраты. Причиной такой ситуации, как ни странно, является ДЛО. Многие фирмы-производители не могут справиться с запасом по государственным контактам ДЛО на территории всей страны. Как не хватает производственных мощностей, так не хватает и финансов.

Вопрос, ответ на который хотелось бы получить при участии Росздравнадзора – это неожиданное тотальное исчезновение некоторых групп жизненно важных медикаментов. Когда подходит срок регистрации ЛС фирмой-производителем, она соотносит свои расходы на регистрацию препарата в стране, объемы продаж, расходы на производство и неожиданно принимают решение о сокращении поставок в Россию. Внутреннее производство к моменту принятия этого решения тоже, как правило, остановлено. Например, при оказании скорой медицинской помощи нет ампульных бетаблокаторов. Малярию у нас лечат комбинацией хинина с анальгином, препаратами, от которых отказывается весь мир! Никогда невозможно предугадать, когда исчезнет что-либо столь же трудно заменимое.

Увеличение товарооборота плавно и невольно приводит к вопросу изменения деятельности аптеки ЛПУ, увеличению маркетинговых и управленческих функций. 94 Закон сильно ужесточил требования к контролю над расходованием бюджетных средств. Обязательность проведения конкурсных торгов в больнице в несколько раз глобально увеличивает расходы рабочего времени и бумажный оборот. Сложность подготовки и проведения конкурсных торгов, контроль над выполнением госконтрактов заставляет серьезно рассматривать вопрос о выделении специального отдела снабжения. Функции, с которыми в недавнем времени справлялась администрация аптек в лице заведующего и его заместителя.

По результатам тендера на поставку лекарств и расходных средств медицинского назначения для ЦКБ в этом году, в настоящее время осуществляет 7 основных поставщиков (три года назад был только 1 основной поставщик), но даже они не всегда справляются с поставками. Одна из причин – внезапно принимаемые решения фирм-производителей о повышении цен в текущем финансовом периоде. Возникают проблемы с фирмами-поставщиками, среди которых существует мнение, что поставки по ДЛО – это то, что регулируется законом, а всё, что происходит вне этих рамок – никак законами не регулируется. Это распространяется и на другие бюджетные организации.

 

Оценка потребления лекарственных средств
Денисова Мария Николаевна
Доцент ММА им. И.М. Сеченова

На сегодняшний день количество торговых наименований растет. Все это приводит к увеличению потребления и финансирования. Вопрос рациональной лекарственной терапии, в котором скрыты резервы повышения качества лечения, очень актуален. На сегодняшний день существуют общепринятые в СНГ единицы оценки потребления ЛС. Комбинированные ЛС могут содержать разное количество действующих веществ, и это не будет находить отражения. Можно оценивать потребление ЛС по их назначению, но количество на одно назначение может различаться. Наиболее употребляемым на фармацевтическом рынке показателем является затраты и продажи ЛС. Но здесь возникает вопрос разности ценности ЛС – изменение цены в течение времени. И все эти показатели не могут использоваться для сравнительной оценки употребления в упаковках даже в рамках одного учреждения между разными отделениями.

В этом случае во всем мире применяется система ATC|DDD – международный стандарт исследований с 1996 года. Эта классификация принята во всем мире, и каждый лекарственный препарат имеет код ATC. Единицей измерения потребления ЛС в этом случае становится установленная суточная доза, обозначаемая DDD.

После второй мировой войны в период бурного развития промышленности, в том числе и фармацевтической, появились первые исследования о потреблении ЛС. В 1960 году появились первые исследования в этой области. В 1969 году прошло первое заседание ВОЗ, которое освещало вопросы потребления ЛС, и на этом заседании было обнаружено, что исследователи из разных стран не могут сравнить между собой данные. Была создана группа по исследованию потребления ЛС и разработки классификации. В 1981 году классификацию ATC|DDD ВОЗ рекомендовала для проведения международных исследований по употреблению ЛС, в 1982 году был создан центр по методологии лекарственной статистики, и с 1996 года методология ATC|DDD была рекомендована в качестве международного стандарта. На сегодняшний день этой классификацией пользуются исследователи всех стран.

Основные характеристики классификации: стандартизованность, широкое распространение, общепризнанность и удобство пользования. Это инструмент для проведения различных исследований, предоставления результатов, направленных на оценку использования ЛС.

Установленная суточная доза – это средняя поддерживающая доза ЛС, применяемого по основному показателю взрослого пациента со средним весом 70 кг. Это некая техническая единица измерения, и она не обязательно соответствует рекомендуемой дозе. Это единица для сравнения и оценки, которая определяется только для ЛС, имеющих код ATC. Но существует некая группа ЛС, не имеющих код ATC («Корвалол», «Валидол», различные настойки). Классификация ATC|DDD применима только широко для распространенных и фиксированных комбинаций. DDD не является реально назначаемой или рекомендуемой суточной дозой, для многих комбинированных препаратов дозы не определены. Для большинства ЛС детские дозы DDD отсутствуют. Рассчитывается обычно DDD на тысячу человек в сутки и дает представление о доле населения, которая получает данный вид лечения. DDD S – это количество препарата, которое было употреблено, в упаковках в конкретном отделении, больнице или регионе. Для сопоставления нужны стандартные единицы, и чтобы их не придумывать, существует международная общепринятая методология, которую врачи-клиницисты активно внедряют для оценки риска и нежелательных побочных явлений от приема ЛС. Эта методология позволяет получить реальные данные о потреблении ЛС и позволяет сравнить их внутри одного стационара, между стационарами в регионе, между регионами и странами.

По материалам XI Всероссийской конференции «Аптечная сеть России»
подготовила
Елена ПИГАРЕВА


Источник: http://medprom.ru/medprom/169793

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

Комментарии к статье: Аптека в стационаре (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.