Библиотека » Развитие и становление фармацевтического образования

Развитие и становление фармацевтического образования
С момента возникновения фармацевтического образования в ХШ и до конца XVIII в. организация обучения специалистов для аптек в различных странах носила цеховой характер. Аптекарь принимал в свою аптеку ученика и в течение нескольких лет обучал его своему искусству. После этого молодой кандидат сдавал экзамен специальной комиссии, которая оценивала знания и навыки, и ученик становился аптекарским помощником. По истечении еще одного временного отрезка аптекарский помощник снова сдавал экзамен — теперь уже на соискание степени магистра. Чтобы приобрести право на управление аптекой, необходимо было сдать еще один экзамен комиссии в составе нескольких профессоров и ответить на все вопросы, связанные с аптечной деятельностью.

В период средневековья профессия врача и аптекаря рассматривалась как искусство, доказательством чего могут служить до сих пор сохранившиеся в старинной специальной литературе выражения: «ars formulas medicas praescribende», «ars formulas medicos dispensandi», «lege artis».

Подбор кандидатов в аптекарские ученики в некоторых странах, например в Германии, был достаточно случайным. В других же странах, например во Франции, подбор учеников играл довольно важную роль, о чем свидетельствуют до сих пор сохранившиеся документы в виде договоров на обучение. В этой стране, чаще чем в других, для обучения аптекарскому искусству принимали сыновей зажиточных граждан — особенно сыновей аптекарей или их родственников.

От кандидатов в ученики требовались честность в работе, безупречное поведение, учтивость и беспрекословное выполнение поручений, исходящих от хозяина аптеки. Женщины не допускалась к работе в аптеке. Кандидат должен был показать знание некоторых основ аптечного дела и латинского языка, о чем свидетельствуют архивные документы Парижа за 1536 г., Меца (1631), Витр-ле-Франс (1661), Кельна (1555), Ульма (1564).

Аптекарские цехи устанавливали требования, которыми должны были руководствоваться кандидаты, поступающие на учебу для получения фармацевтического образования. Правила требовали, чтобы кан-дидат в ученики был не моложе 14 лет (Дюнкерк и Ля Рошель, 1631), 15 лет (Дижон, 1598; и Монпелье, 1631). Предельным возрастом кандидата считался не старше 22 лет (Монпелье, 1631), 24 года (Камбри, 1653), 25 лет (Париж, 1780). В Германии учеников в аптеки брали в возрасте от 17 до 18 лет.

Цеховыми правилами во Франции было установлено, чтобы в аптеке находилось от одного до двух учеников (Дьепп, 1575; Пуатье, 1628; Лион, 1659). Кандидаты, принятые в аптеку, работали там все служебное время. Договор о правах и обязанностях обеих сторон подписывался у нотариуса. В нем также определялись сумма, вносимая кандидатом за учебу, и продолжительность учебы. Время учебы в различных городах отличалось существенным образом. Так, в Лилле (1586) и Камбре (1615) оно составляло 2 года, в Авиньоне (1460) — 3 года, в Париже (1484) — 4 года, в Бордо (1554) — 7 лет. В Германии этот срок обычно составлял 5–6 лет (Вормс, 1582).

Для ученика время обучения в аптеке было очень трудным. Свободного времени практически не было. Разрешались короткие перерывы на обед, на сон, на посещение церкви. Свободными были воскресенье и праздники. В аптеке ученик выполнял самую трудную и однообразную работу: дробление, толчение, изрезывание и просеивание лечебных трав, коры, стеблей, корней и корневищ. Кроме работы в аптеке ученик должен был помогать владельцу аптеки вести его домашнее хозяйство.

Аптекарский ученик носил фартук. Вопреки моде ученик не имел права пудрить волосы, за обедом у хозяина аптеки он не мог пользоваться серебряной ложкой и салфеткой. Изменение вида работы в течение дня разрешалось только в исключительных случаях.

По истечении указанного в договоре времени ученик сдавал экзамен на звание аптекарского помощника. После этого он получал соответствующее свидетельство, мог носить шпагу или трость, пудрить волосы (XVII и XVIII в.). Теперь посетители обращались к нему со словами: «сударь», «господин», «сэр», «пан» и т. д. (в зависимости от страны).

Продолжая свое обучение, помощник мог остаться в старой или перейти в новую аптеку. Чаще он переходил в новую, причем старался, чтобы она находилась в городе, где располагался университет. Смена места работы также проходила с согласия руководства цеха. После прохождения стажировки помощник получал очередное свидетельство, которое он должен был затем представить при сдаче экзамена на должность аптекарского мастера (магистра). Вознаграждение за свою работу помощник, так же как и ученик, не получал, но из документов известно, что иногда по этому поводу претензии к работодателям случались.

Что касается специальной литературы по фармации, то она являлась исключительно прерогативой владельца аптеки. Однако уже во второй половине XV столетия в аптеках г. Базеля рекомендовалось иметь Dispensatorium Nicolai, а в XVI в. каждая аптека в законодательном порядке должна была иметь библиотеку специальной литературы.

После приобретения необходимого практического стажа в должности помощника (обычно 1,5–3 года), последний сдавал экзамен на звание аптекарского мастера. Требования к сдаче экзамена на звание мастера в конкретных случаях и в разных странах отличались друг от друга. Однако всегда обращалось внимание на прилежность и внимание при выполнении работы в аптеке, принималось во внимание отсутствие перерывов в стажировке. Учитывались моральные устои кандидата за весь период его учебы и работы. Безупречное прошлое являлось условием допуска кандидата к экзамену. В период религиозных войн вероисповедание кандидата часто имело решающее значение. Иноверцев, как правило, к экзамену не допускали (например, гугенотов во Франции). В Германии в таких ситуациях большие трудности испытывали евреи, о чем говорит акт Collegium Pharmaceuticum г. Нюрнберга XVII в. Тем не менее в некоторых городах евреев допускали к экзаменам, и им разрешалось управление аптеками.

Профессиональная конкуренция в среде аптечных работников в странах Европы требовала от кандидата глубокого и содержательного ответа на экзамене и профессионального мастерства при изготовлении лекарств в аптеках. Провинциальные аптечные цехи неоднократно выражали свой протест против слишком мягких условий при сдаче кандидатами экзаменов. По их мнению, на экзаменах должны были присутствовать представители высшей аттестационной комиссии по фармацевтическому образованию (Франция, ХVIII в.).

Срок сдачи экзаменов часто назначали на период от Святой Пасхи до праздника Всех Святых с тем, чтобы кандидат мог продемонстрировать свои знания на цветущих лекарственных растениях. Кандидатский экзамен складывался из различного количества предметов: в Понтуазе (1653) — три предмета, в Нанте (1720) — четыре, в Монпелье (1631) — пять предметов. Кроме того, кандидат должен был показать «мастерство», т. е. сдать экзамен по аптечной практике. Экзамен заключался в том, что надо было приготовить от одного до девяти препаратов, назначенных экзаменационной комиссией. В некоторых городах, например в Нанте (1624), дополнительно требовалось изложить свой ответ письменно.

Состав экзаменационных комиссий также был различным. В тех городах, где имелись университеты, преобладала профессура и деканы соответствующих факультетов. В провинциальных же городах комиссии состояли из врачей, одного или двух аптекарей, а также представителей муниципалитета. В случае успешной сдачи экзаменов соискателю вручали соответствующий диплом, затем он принимал присягу в присутствии местных властей.

После расформирования медицинской школы в Салерно возникла новая школа по образцу медицинских арабских школ в Монпелье (Франция). Появилась она в 1220 г. и стала носить название «Ecola de Medecine». Это был новый центр научных знаний, где в качестве лекторов неоднократно выступали фармацевты. В XVI в. в Монпелье уже читался цикл лекций для аптекарей. Первая фармацевтическая кафедра (ботаника) в этой школе была основана фармацевтом, владельцем аптеки, профессором Гильомом Ронделе (1507-1566). Он также заложил в Монпелье ботанический сад. Официально рождение высшего фармацевтического образования в Монпелье датируется 1558 г. Первым лектором, читающим фармацевтические дисциплины, являлся член ученого совета университета Бернардин де Ранк. В 1601 г. в Монпелье была образована кафедра хирургии и фармации. В 1634 г. студенты слушали там лекции по фармакогнозии (Materia medicа), фармации и анатомии. В 1675 г. Людовик XIV разрешил создание в университете кафедры фармацевтической химии. Научный центр в Монпелье стяжал заслуженную славу и открыл свои двери студентам из других стран. Выпускники университета в Монпелье получали свидетельство магистра фармации, высоко ценимое во всех странах Европы.

В противоположность светскому центру наук в Монпелье университет в Париже в средние века долго находился под влиянием церкви и не был широко известен в области естественных наук. Попытки организовать для фармацевтов лекции в Парижском университете встретили упорное сопротивление врачей. Тем не менее с большими трудностями удалось организовать чтение лекционного курса для фармацевтов в частном порядке. Одним из частных лекторов был известный химик Н. Лемери, а затем фармацевт, профессор Гийом Франсуа Руэль, лекции которого специально приходил слушать Лавуазье.

Еще в XVI в. парижские аптекари стали подумывать о преобразовании фармацевтического обучения по типу медицинского — врачей готовили в специальных высших школах, а не у цеховых мастеров. Одним из первых шагов в этом направлении было распоряжение короля от 1626 г. о чтении специальных лекций на базе ботанических садов, создании Аптекарской семинарии, которая вскоре была превращена в первоклассную фармацевтическую школу. Сначала в этой школе обучали только помощников аптекарей, а затем готовили и кандидатов для сдачи магистерского экзамена специальной комиссии, состоящей из профессоров медицинского факультета и практикующих врачей. В этой школе лекционный курс по химии читали такие известные французские ученые как уже упомянутые Н. Лемери, Н. Лефевр, а в XVIII в. — Г. Ф. Руэль и А. Боме.

Во второй половине XVIII в. фармацевты Парижской школы предприняли энергичные действия, целью которых было устранение влияния цеховой структуры на фармацевтическое образование. Кроме того, были выдвинуты требования преобразования частных школ в высшие фармацевтические школы, исключения влияния церкви на фармацевтическое образование, устранения из состава экзаменационных комиссий врачей, предоставление фармацевтическим факультетам более или менее полного управления фармацевтическим образованием. Эти акции натолкнулись на решительное противодействие врачей, которые не хотели терять своих привилегий в управлении фармацевтическими факультетами. Борьба приобрела настолько острые формы, что временами привлекала внимание полиции, и последней при-ходилось вмешиваться и разгонять слушателей и лекторов фармацевтической школы. Наконец, 25 апреля 1777 г. на основании специального королевского декрета французская фармация получила автономию. Фармацевтическая школа College de Pharmacie обрела права высшей школы с исключительным правом присваивать ученые степени. Студенты школы стали слушать лекции по химии, ботанике, фармакогнозии, фармации (технологии лекарств). College de Pharmacie просуществовала в таком виде до 1803 г., а затем была переименована в Ecole de Pharmacie, и первым директором этой школы стал Л. Н. Воклен — фармацевт, профессор химии, профессор ботаники и доктор медицины. Эта школа послужила образцом для создания других аналогичных школ во Франции (высшие школы фармации).

Известно, что французские фармацевты сделали много выдающихся открытий в области химии, и это подняло престиж фармацевтических школ на небывалую высоту. Лекции известных ученых-фармацевтов приходили слушать студенты всех других факультетов. В Страсбурге, например, в фармацевтической школе и некоторое время в аптеке фармацевта И. Р. Шпильмана учился великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете.

В Германии, которая была разделена на множество княжеств, по сравнению с Францией фармация стояла на гораздо более низком уровне. Обучение аптекарей по цеховой системе прекратилось там в 1725 г., когда прусский король Фридрих Вильгельм I издал указ о чтении лекций по фармации со сдачей соответствующих экзаменов в Медико-хирургической коллегии в Берлине. Лекции по химии там читал выдающийся химик, профессор фармации Каспар Нейман. Вскоре в Германии появились частные фармацевтические школы. Одну из них основал известный фармацевт, профессор химии и физики И. Б. Тромсдорф. Это произошло в Эрфурте в 1795 г. Лекции по химии и физике в этой школе читал сам основатель школы.

В период возникновения частных фармацевтических школ в Германии еще не была ликвидирована цеховая аптечная система. В связи с этим часть специалистов хотела учиться в учебных заведениях, а другая часть проходила обучение в аптеках и сдавала экзамены соответствующим комиссиям. Это привело к классификации дипломов и разделению фармацевтов на аптекарей I и II класса.

Во Франции право получения диплома I класса имели выпускники фармацевтических школ в Монпелье и Страсбурге. Диплом аптекаря I класса разрешал выпускнику профессиональную практику на территории всей Франции, в то время как дипломы аптекарей II класса были действительны только на территории тех департаментов, где они были выданы. По ходатайству Аптекарской палаты во Франции в 1885 г. был ликвидирован экзамен фармацевтов, который сдавался комиссии врачей, а дипломы аптекарей II класса стали выдаваться только в специальных фармацевтических школах (ecoles preparatoires).

Еще в 1870 г. в Париже отказывались принимать на фармацевтический факультет женщин, однако уже в 1889 г. их там обучалось две, в 1892 — шесть, в 1909 г. уже тридцать две женщины. В Германии с 1889 г. женщинам официально было разрешено учиться на фармацевтических факультетах. Докторские степени в области фармации в Парижском университете стали присваивать с 1898 г., а спустя некоторое время то же самое стали практиковать и в других высших фармацевтических заведениях Франции. В том же 1898 г. было введено положение о выдаче единого диплома «diplome de pharmacien», и, наконец, в 1909 г. была окончательно ликвидирована степень аптекаря (фармацевта) II класса.

На территории Германии обучение фармацевтов было сконцентрировано в Баварии. С 1808 г. на ее территории от кандидатов, проходящих стажировку в аптеках, требовалось прослушивание лекционного курса на фармацевтических факультетах университетов. В Пруссии же в 1725 г. академическое образование требовалось только от фармацевтов I класса. Владельцы таких дипломов имели право работать во всех больших городах государства. Фармацевты II класса поселялись и работали только в провинции.

Быстрое развитие науки и техники в середине XIX в. способствовало значительному расширению ассортимента фармацевтических средств в аптеках и послужило поводом для усиления требований в области фармацевтического образования. В этих условиях двуступенчатость при аттестации выпускников стала неоправданной, так как тормозила развитие аптечной сети. Кроме того, большой трудностью при получении высшего образования была необходимость для кандидата при поступлении в университет иметь аттестат зрелости. Здесь необходимо подчеркнуть, что еще за 100 лет до описываемого времени экзамены на аттестат зрелости были явлением довольно редким.

Учитывая эти недостатки в унификации фармацевтического образования руководство фармацевтического факультета в г. Пиза (Италия) решилось на много лет раньше, чем Франция, на ликвидацию степени фармацевта П класса, что произошло в 1854 г. С 1875 г. на территории уже объединенной к тому времени Германии также было введено единое фармацевтическое образование. Аттестат зрелости как условие приема на учебу в вузы в Германии был введен с 1920 г. Степени доктора в области фармации в Германии не существовало. Выпускники высших фармацевтических заведений могли добиваться степени доктора философии после написания, обсуждения и публичной защиты экспериментальной работы на естественных факультетах университетов.

Франция. На основании декрета президента страны от 5 марта 1952 г. высшее фармацевтическое образование во Франции является пятилетним. Период обучения специальности включает один год аптечной стажировки и четыре года теоретического курса. Условием приема на практику в выделенные для этой цели аптеки является свидетельство об образовании (аттестат зрелости). Аптека может принимать на практику одного или, в исключительных случаях, двух кандидатов. Не допускается, чтобы одновременно в аптеке проходили практику 3 кандидата. Запись желающих пройти аптечную практику осуществляется в секретариате фармацевтического факультета. В обязательном порядке кандидат ведет дневник прохождения практики в аптеке. Через 12 месяцев непрерывной практики он сдает вступительный экзамен специальной комиссии из трех человек. Председателем является профессор либо доцент — представители фармацевтического факультета. Членами комиссии — декан факультета по практике и представитель той аптеки, где проходила практика.

Вступительный экзамен предусматривает представление дневника по аптечной практике, приготовление двух сложных лекарственных препаратов по заданной прописи с теоретическим обоснованием изготовления последних применяемых способов. Экзаменуемому необходимо также определить 25 растений либо из гербария, либо выполнить эту же задачу на образцах лекарственного сырья. Кроме того, надо определить 5 живых растений, 5 химических веществ, 10 галеновых препаратов, ответить на вопросы комиссии из различных областей аптечной деятельности. После успешной сдачи экзамена полученные баллы прибавляются к оценке, которую кандидат получил в аптеке при прохождении практики. Собственно обучение в высшем учебном заведении длится 4 года. В первый год студенты слушают лекции по следующим предметам: неорганическая химия, основы минералогии, органическая химия, аналитическая химия, физика, ботаника, зоология, а также выполняют практикум по общей и фармацевтической химии, качественному анализу, ботанике (экскурсии и определение растений).

На втором году обучения читаются лекции по неорганической, органической и аналитической химии, физике, ботанике, зоологии, фармацевтической химии, по технологии галеновых препаратов, фармакогнозии. Студенты выполняют практикум по аналитической химии, микроскопии, физике. Проводятся ботанические экскурсии с целью определения растений.

Лекционный курс на третьем году обучения включает аналитическую, токсикологическую, фармацевтическую и биологическую химию. Студенты слушают технологию галеновых препаратов, фармакологию и выполняют практические занятия по микроскопии, аналитической химии, микробиологии, паразитологии. В программе также экскурсии по ботанике с целью изучения растений.

Четвертый год посвящен биохимии, гигиене, гидрологии и основам геологии, микробиологии, законодательству и фармацевтической деонтологии. Практические занятия выполняются по анализу лекарств, продовольственных продуктов, по биологическому, токсикологическому, микробиологическому анализу и анализу воды.

В некоторых университетах на четвертом курсе читаются лекции по истории фармации.

После окончания фармацевтического вуза выпускники могут продолжить обучение и провести экспериментальные исследования с целью защиты диссертации на соискание ученой степени лиценциата, а затем и доктора фармации. Университеты в Париже, Нанте, Монпелье, Страсбурге и Бордо имеют право выдавать дипломы докторов университетов по специальности фармация (Docteur de l’Universite). Особый характер во Франции имеет специализация по фармации — она прочно связана с медицинскими науками, особенно с токсикологией, биохимией, бактериологией, серологией и броматологией.

Федеративная Республика Германия. После окончания Второй мировой войны на территории Германии возникли два государства, в которых обучение специалистов в высших фармацевтических учебных заведениях проводилось неодинаково. В Федеративной Республике Германии были приняты довоенные программы «Третьего рейха», в соответствии с которыми кандидат должен был сначала пройти практику в одной из типовых аптек, а затем сдать вступительный экзамен в ВУЗ. При явке на вступительный экзамен кандидат предъявлял в оригинале аттестат зрелости, свидетельство о прохождении аптечной стажировки и собственноручно собранный и оформленный гербарий. Кроме того, он представлял служебную характеристику с места практики. Обязательным условием являлось знание латинского языка.

Вступительный экзамен складывался из двух частей: практической и теоретической. Практическая часть предусматривала изготовление двух галеновых и одного химического препарата в соответствии с требованиями Немецкой фармакопеи. Кроме того, необходимо было проанализировать, изготовить и дать оценку пяти сложным прописям, в том числе одной лекарственной, одной гомеопатической и одной прописи, содержащей дезинфицирующее средство. Далее надо было исследовать два препарата по фармакопее с одновременным объяснением происходящих в этих препаратах химических и физических явлений.

Во время устного теоретического экзамена кандидат получал 10 свежих или высушенных растений, определял их и высказывал свое суждение о применении их в лечебной практике. Аналогично он определял 10 образцов лекарственного сырья и рассказывал о применении каждого образца в лечебной практике. Кроме того, с этой же целью кандидату выдавались часто встречающиеся фальсификации. В заключение кандидат получал 10 фармакопейных препаратов для суждения о способах их получения, определения примесей и часто встречающихся фальсификаций.

В случае несдачи экзамена стажировка в аптеке продолжалась по крайней мере еще месяц. После этого кандидат делал еще одну, последнюю, попытку сдать вступительный экзамен.

Обучение в высшем учебном заведении длилось три года. По окончании вуза выпускник сдавал экзамены по фармацевтической практике, состоявшей из аналитической и фармацевтической химии, технологии лекарств и фармакогнозии. Теоретическая часть экзамена включала общую химию, физику, ботанику, фармацевтическую химию, выращивание лекарственных растений, фармакогнозию и законодательство.

По завершении теоретического курса фармацевт был обязан в течение года пройти в аптеке стажировку, после которой он получал соответствующее свидетельство. В ФРГ не было фармацевтических факультетов и не предусматривалась степень доктора фармации. Соответствующую ученую степень, однако, можно было получить после написания и защиты диссертации на философском факультете.

Германская Демократическая Республика. В ГДР высшее фармацевтическое образование было четырехлетним и завершалось государственными экзаменами. Обучение осуществлялось в университетах Берлина, Галле, Иены, Ростока, Лейпцига и Грейфсвальда. При поступлении на учебу кандидат представлял аттестат зрелости. Одним из требований являлось знание латинского языка. Аптечная практика проводилась только в период обучения. Программа обучения включала следующие предметы.

Первый год обучения: основы марксизма-ленинизма, неорганическая химия, органическая химия, основы аналитической химии, экспериментальная физика и основы ботаники. Практикум включал занятия по неорганической химии и физике. Изучался русский и один из западноевропейских языков. В расписание включалось физическое воспитание.

Второй год: основы марксизма-ленинизма, физиология растений, систематика растений, фармацевтическая химия, практические работы и семинары по фармацевтической химии, физической химии, введение в физиологию человека, один из западноевропейских языков, русский язык и физическое воспитание.

Третий год: основы политической экономии, фармацевтическая химия, практические работы и семинары по фармацевтической химии, практические работы и семинары по физической химии, фармакогнозии, введение в биологию человека, практические работы по фармакогнозии, галеновая и аптечная технология лекарств.

Четвертый год: история фармации, фармакология, основы гигиены и бактериологии, практические работы по стерилизации, фармацевтическое законодательство и организация фармации, технология лекарств и галеновых препаратов, токсикология, практические работы и семинары по фармацевтической химии, клинической химии и фармакогнозии. Во время обучения проводилась аптечная практика в аптеках, предусмотренных Министерством здравоохранения ГДР.

После объединения ФРГ и ГДР с конца 1989 г. в Германии действует новый порядок подготовки фармацевтов с высшим образованием. Фармацевтическое образование получают в университете в течение 4 лет, затем следует двенадцатимесячная практика в аптеках. Обучение в университете слагается из теоретической части (лекции и семинары) и лабораторных занятий. К первому блоку фармацевтического образования, предшествующему экзаменам первого тура, относятся лекции по общей, неорганической, органической, фармацевтической химии, по биологии для фармацевтов; систематике лекарственных растений, микроорганизмов и вирусов, морфологии растений, анатомии и гистологии; лекарственной микробиологии и гигиене, фармацевтической технологии, физике и физической химии, по истории естествознания с ориентацией на фармацию.

Проводятся семинары по стереохимии, номенклатуре химических соединений, математике, фармацевтической и медицинской терминологии.

Ко второму блоку относятся лекции по фармацевтической химии, фармацевтической биологии, биохимии с биотехнологией, фармацевтической технологии, анатомии и физиологии, клинической химии, науке о питании и по юридическим аспектам фармации. Семинары проводятся по следующим темам: фармацевтические требования к приготовлению лекарственных форм, методы фармацевтической технологии и биофармацевтического анализа.

Экзамены первого тура письменные: общая, неорганическая, органическая химия, основы фармацевтической биологии, физика и физическая химия, фармацевтический анализ. Экзамены второго тура: устные: фармацевтическая химия, фармацевтическая биология, фармацевтическая технология, фармакология и токсикология.

После второго тура обучения перед сдачей письменных экзаменов проводится ассистентская практика в течение 8 недель (4 недели в обычной аптеке и 4 недели в больничной или военной), на предприятиях фармацевтической промышленности, в контрольно-аналитических лабораториях. Допускается прохождение практики за рубежом, в странах ЕЭС.

После четырех лет обучения студент в течение 12 месяцев работает в аптеке. Третий тур испытаний предусматривает изучение юридических основ фармации. Успешная практическая подготовка и сдача экзаменов является предпосылкой для допуска выпускника к самостоятельной работе в качестве фармацевта.

Новая система фармацевтического образования в ФРГ по продолжительности обучения соответствует правовым требованиям в ЕЭС и позволяет немецким фармацевтам работать по специальности в любой из стран ЕЭС.

Швейцария. Получив аттестат зрелости, кандидат начинает обучение на естественном факультете университета. Обучение продолжается в течение трех семестров и завершается экзаменом по физике, неорганической, органической и аналитической химии, общей ботанике, фармацевтической и общей систематике растений. Предусмотрены практические работы по физике, аналитической, неорганической и органической химии и ботанике. Изучение теоретического курса по фармации продолжается в университетах Базеля, Берна, Фрейбурга, Женевы, Лозанны, а также в политехническом институте в Цюрихе.

В дальнейшем кандидат проходит 18-месячную практику в открытой или больничной аптеке. Как правило, аптеки меняют: первую половину практики проходят в больничной аптеке, а вторую половину в открытой. После прохождения практики кандидат сдает экзамен на степень аптечного ассистента в Базеле, Берне, Женеве, Лозанне или Цюрихе. Во время экзамена особое внимание обращается на степень усвоения практических навыков.

После присвоения кандидату степени аптечного ассистента, последний работает еще один год в открытой аптеке. Дальнейшее обучение проходит без вступительного экзамена в течение двух лет (четырех семестров). Его целью является изучение следующих предметов: фармацевтической, неорганической, органической, токсикологической химии, фармакологии, фармацевтической ботаники, технологии галеновых препаратов, фармакогнозии, пищевых продуктов, гигиены, бактериологии, истории фармации.

В программе предусмотрены практические работы по фармацевтической химии, качественному и количественному анализу лекарств, технологии галеновых препаратов, фармакогнозии, бактериологии, биологическому анализу и анализу пищевых продуктов.

Для получения ученой степени доктора наук требуется затратить дополнительно не менее двух лет.

Голландия. Голландская фармация имеет богатые традиции, а фармацевтическое образование в этой стране, как в старину, так и в настоящее время, ценится довольно высоко. Кропотливая учеба в течение 8–10 лет, всестороннее изучение преподаваемых дисциплин позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов.

Подготовка фармацевтов сконцентрирована в четырех университетах на естественно-математических факультетах. Фармацевтические лаборатории имеются в Амстердаме, Утрехте, Гронингене и Лейдене. Обучение в них делится на 3 этапа, каждый из которых заканчивается экзаменом. Обучение в течение первых трех лет преследует знакомство и сдачу так называемого «кандидатского экзамена». Последующее 3-4-летнее обучение завершается сдачей «докторского экзамена». В оставшиеся 2–3 года обучения студенты выполняют дипломную работу и проходят различные виды практики в обычных и больничных аптеках. Экзамен по теории фармации совместно с аптечной практикой, так называемый «аптечный экзамен», занимает от 7 до 10 дней. Принимает его комиссия, состоящая из профессоров факультета, представителя аптеки университетской клиники, представителя Главного государственного управления и организации аптек.

Как отмечает профессор Р. Ромбиелинский, «это необыкновенно трудное и длительное обучение» заканчивается присвоением выпускнику высшего учебного заведения звания «аптекарь» (Apotheker). Выпускник сразу приступает к работе в аптеке без предварительной стажировки, как это делается в других странах.

В Дании, Норвегии и Швеции имеется по одному высшему фармацевтическому учебному заведению. Плата за обучение не взимается.

Дания. В этой стране обучение фармацевтов рассчитано на 5 лет. Первый месяц студент проводит в Королевской фармацевтической школе, а последующие 15 месяцев на практических занятиях в розничных или больничных аптеках. Стажировка в аптеке проходит под строгим контролем представителей учебного заведения. По окончании первого семестра студент сдает первую часть экзамена, что дает ему право работать в качестве аптечного ассистента. После сдачи второй части экзамена по окончании 5-годичного курса обучения выпускник получает диплом фармацевта или кандидата фармации, дающий ему право заниматься фармацевтической деятельностью. Ученая степень лиценциата фармации присуждается фармацевту после сдачи специального экзамена и защиты диссертации.

Норвегия. Курс подготовки фармацевтов рассчитан на 4,5 года. По окончании третьего года обучения студенты получают промежуточное звание фармацевта. Фармацевты имеют право самостоятельно готовить лекарственные средства в аптеке, но им не разрешается управлять аптекой. Это право получают лица, прошедшие полный курс обучения.

В Норвегии нет специальной высшей ученой степени по фармации. Факультет математических и естественных наук присуждает фармацевтам, защитившим диссертацию, степень доктора философии.

Министерство по делам церкви и просвещения ежегодно устанавливает план набора на первый курс. План определяется исходя из имеющихся вакансий на фармацевтические должности и потребности страны в фармацевтах. Университетскому совету и Министерству социальных дел предоставляется возможность высказать свое мнение по этому поводу, прежде чем будет вынесено решение о числе кандидатов при приеме на первый курс. В фармацевтическую школу ежегодно принимают 35 человек. Число женщин среди студентов превышает число мужчин примерно в 2 раза.

Швеция. Срок обучения для получения высшего специального образования рассчитан на 4 года. Подготовка «рецептаря» со средним образованием требует двухлетней практики в аптеке и одногодичной теоретической подготовки на фармацевтическом факультете. Технические ассистенты имеют 8-классное среднее образование и проходят двухгодичное обучение в аптеках и профессиональных школах. В настоящее время в Швеции не внедряется клиническая фармация и не ведется подготовка фармацевтов в этом направлении. Для групп управляющих аптек (5–6 человек) введен курс усовершенствования. С помощью сложного оборудования дистанционной связи руководитель курса в Стокгольме устанавливает контакт с управляющими на местах. Телекопировальный аппарат, передающий материал в письменном виде, и телефон с громкоговорителем позволяют инструкторам в группе вести дискуссии.

Чехословакия. До 1945 г. чешская фармация, опираясь на опыт обучения специалистов в XIX в., не имела определенного направления. После нескольких лет аптечной практики и прохождения основного теоретического курса обучения в течение двух лет на фармацевтическом факультете медицинского института кандидат сдавал государственные экзамены, и ему присваивалась степень магистра фармации.

С 1920 г. кандидаты, поступающие на учебу, должны были представлять аттестат зрелости, а с 1948 г. время обучения было увеличено до 4 лет. С 1945 г. существовал только один фармацевтический факультет при Братиславском университете. Срок обучения в нем был 5 лет и заканчивался публичной защитой дипломной работы и выпускным экзаменом. Выпускнику присваивалась степень доктора фармации (promowanego farmaceuty). Что касается аптечной практики, то ее студенты проходили во время каникул на 2, 3 и 4-м году обучения. В настоящее время Братиславский университет находится в Словакии.

Англия. Основным органом, влияющим на программу, организацию и план обучения фармацевтов в Англии является Британское фармацевтическое общество, образованное в 1841 г.

До 1967 г. в 17 высших фармацевтических заведениях Англии существовало два учебных плана по фармации: трех- и четырехгодичный. По окончании трехгодичного курса выпускникам вручался диплом химика-фармацевта (Pharmaceutical Chemist), По окончании четырехгодичного курса выпускникам присуждалась степень бакалавра фармации (Bachelor of Pharmacy) или бакалавра наук (Bachelor of Science), которая дает право заниматься преподавательской или научной работой. Высшей научной степенью является магистр фармации (Master of Pharmacy), доктор философии (Doctor of Philosophy) и доктор наук (Doctor of Science),

В 70-80-е гг. XX в. наблюдался постепенный рост контингента студентов, избравших четырехгодичный курс обучения. Это привело к тому, что уже с осени 1967 г. ни одна из 17 фармацевтических школ в стране не объявила прием на курс подготовки дипломированного фармацевтического химика.

Фармацевтический факультет при университете в Лондоне имеет четыре кафедры:
— кафедра фармацевтической химии, включающая неорганическую, аналитическую и органическую химию;
— кафедра фармации, объединяющая технологию галеновых препаратов, рецептуру, аптечную технологию, микробиологию и правоведение;
— кафедра фармакологии, куда входят физиология, фармакодинамика и основы эндокринологии;
— кафедра фармакогнозии, включающая фармацевтическую ботанику.

В настоящее время в Англии фармацевт привлекается в качестве консультанта врачей и медицинского персонала по вопросам применения лекарственных средств. Такого фармацевта назвали палатным. Осенью 1969 г. при университете Гериот-Уотта в Эдинбурге был открыт первый в стране двухгодичный специальный курс для подготовки фармацевтов к больнице. По окончании курса обучения выпускнику присуждается степень магистра наук.

Соединенные Штаты Америки. В США не существует федерального закона, касающегося фармацевтического образования и квалификации фармацевта. Нет и единого общефедерального органа, ведающего системой фармацевтического образования. В каждом штате к нему предъявляются свои требования.

В 1973 г. в США насчитывалось 72 высших фармацевтических учебных заведения, из которых большинство представляли собой факультеты университетов. Все высшие фармацевтические учебные заведения входят в Американскую ассоциацию фармацевтических колледжей. В результате достигнута однородность в учебных программах. Американский совет фармацевтического образования обязывает каждый колледж вводить в учебные программы профилирующие дисциплины. Однако в учебных заведениях страны курс обучения несколько различается.

Курс подготовки фармацевтов в США рассчитан на 5 лет. В зависимости от учебного заведения изучению профильных дисциплин отводится от 3 до 5 лет. Учебная программа в колледжах неодинакова. Некоторое представление о ее содержании может дать учебный план фармацевтического колледжа Вашингтонского университета. Он также рассчитан на 5 лет и включает следующие дисциплины: английский язык, математику, физику, биологию, химию (неорганическую, органическую и качественный анализ), физиологию, биофизику, микробиологию, патологию, медицинскую химию, общие и физические принципы фармацевтической практики, биофармацию, фармакогнозию, практику по приготовлению, отпуску и оценке лекарственных средств, выдаваемых по рецептам, аптечное законодательство, токсикологию, клиническую фармацию.

В учебном плане предусмотрены факультативные дисциплины. Они включают фармацевтическую ориентацию, отпуск лекарственных средств больным в клинических условиях, аутотерапию, производство лекарств, клиническую фармацию, лабораторные занятая по ядерной биологии, изучение механизма действия лекарственных веществ и т. д. После окончания 5-годичного курса обучения в фармацевтическом колледже выпускникам присуждается степень бакалавра фармации и бакалавра наук.

Два высших фармацевтических заведения в Калифорнии имеют 6-годичный курс обучения, по окончании которого выпускникам присваивается степень доктора фармации.

Для получения степени магистра наук необходимо иметь степень бакалавра наук, пройти годичный курс усовершенствования, иметь как минимум 6-месячный стаж научно-исследовательской работы, сдать экзамены и подготовить диссертацию. Претенденты на ученую степень доктора философии должны пройти двухгодичный курс усовершенствования, иметь не менее чем годичный стаж научно-исследовательской работы, подготовить диссертацию на соискание ученой степени доктора философии и успешно сдать заключительный устный экзамен. К числу требований также относится знание двух иностранных языков.

Прежде чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику. Национальная ассоциация фармацевтических управлений штатов предусматривает девять месяцев производственной практики, из которых три необходимо пройти после окончания колледжа. Во многих высших фармацевтических учебных заведениях производственная практика рассчитана на 4 месяца в розничной и больничной аптеках.

В США фармацевт является консультантом врачей и медицинского персонала по лекарственным средствам. Особенно большое внимание уделяют вопросу расширения круга обязанностей и повышению уровня медицинских знаний фармацевтов, работающих в больницах. С этой целью в 1967 г. при университете штата Цинциннати был создан первый факультет по больничной фармации. В 1970–1971 гг. в 38 американских колледжах проводилась специализация по больничной фармации. Во многих колледжах введены курсы по клинической фармации.

 

Источник: pharmax.ru

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

Комментарии к статье: Развитие и становление фармацевтического образования (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.