Дайджест / Консультации специалистов » Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ

Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществОборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации в данной сфере, в т.ч. Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., а также Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. №690.

 
Основные принципы и условия легального оборота подконтрольных веществ на территории России регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением таких требований и условий направлено на обеспечение предупреждения возможности поступления наркотических средств и психотропных веществ из легального в нелегальный оборот, а также предупреждение причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Кроме того, установление четкого порядка и правил легального оборота наркотических средств и психотропных веществ является одним из важнейших элементов системы мер, направленных на устранение субъективных факторов в оценке нарушений, что тем самым в значительной степени снижает возможные коррупционные проявления в деятельности различных контрольно-надзорных органов. 

Одним из инструментов обеспечения соблюдения установленных государством норм и правил является ответственность за их нарушение.


Действующим законодательством установлены нормы юридической ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 существует ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.16 КоАП РФ), за несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ).

Контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции осуществляют как лицензирующие органы (Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), так и другие органы, уполномоченные решать задачи в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в частности ФСКН России, органы внутренних дел и т.д. Все контролирующие органы наделены соответствующими полномочиями.

Статья 6.16 введена в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации только в 2009 г. Федеральным законом от 28.06.2009 №122-ФЗ. Привлечению к административной ответственности за правонарушения (нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ), предусмотренные ст. 6.16 КоАП РФ, подлежат юридические лица – владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Санкции данной статьи достаточно жесткие. Так, нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или без таковой. Протоколы по указанной статье уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН) – каждый в пределах своей компетенции.

Как показывает практика, к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ медицинские организации привлекаются в основном сотрудниками наркоконтроля, которые выявляют нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, либо в рамках административного расследования, а также при проведении обследований объектов и помещений юридических лиц в рамках рассмотрения вопроса о выдаче заключения о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 3 ст. 1) не распространяются на указанные мероприятия.

Основанием для привлечения медицинских организаций к административной ответственности чаще всего служат:
- нарушение правил учета наркотических средств и психотропных веществ;
- нарушение сроков уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным;
- нарушение правил перевозки;
- нарушение правил хранения наркотических средств и психотропных веществ (в т.ч. несоответствие помещений, где осуществляется хранение наркотических средств и психотропных веществ по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации, требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2011 №20923)).

Управлением ФСКН России по Волгоградской области совместно с Управлением Росздравнадзора по Волгоградской области в 2010 г. проведено 11 проверок лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих оборот наркотических средств и психотропных веществ. В ходе проверок выявлены нарушения правил учета наркотических средств и психотропных веществ: наличие незаверенных исправлений в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, отсутствие отметок о проведенной инвентаризации, несоблюдение порядка проведения инвентаризации, нарушения правил оформления требований-накладных. По результатам проверок 3 медицинские организации привлечены к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ.

Статья 14.1
КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. и за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Лицензионные требования и условия установлены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Данная статья применяется к аптечным организациям, осуществляющим отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим и юридическим лицам, к различным частным клиникам, например клиникам пластической хирургии, т.е. к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность и являющихся владельцами лицензий, дающих право на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Грубые нарушения лицензионных требований и условий определены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №648. К ответственности, установленной законодательством РФ, приводит невыполнение следующих лицензионных требований:
- наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям;
- соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ;
- соблюдение лицензиатом порядка отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаемого Правительством РФ;
- соблюдение лицензиатом Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию РФ, вывоза с таможенной территории РФ, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утвержденных Правительством РФ.

К административной ответственности по ст. 14.1 возможно привлечь как должностное, так и юридическое лицо. Причем санкция данной статьи предусматривает наказание для должностных лиц – предупреждение либо наложение штрафа по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от трех тысяч до четырех тысяч рублей; по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Наказание для юридических лиц по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, по ч. 4 от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Протоколы по статье 14.1 уполномочены составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 19.20 (ч. 2 и ч. 3) предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, не связанной с извлечением прибыли. Протоколы по указанной статье уполномочены составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Данная статья применяется к медицинским организациям (федеральным, государственным, муниципальным), оказывающим медицинскую помощь населению с использованием наркотических средств и психотропных веществ. Для должностных лиц за нарушение лицензионных требований и условий (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ) установлено наказание в виде штрафа от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, а за грубые нарушения требований и условий (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ) – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Для юридических лиц ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ – в виде штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. 2 и 3 ст. 19.20 в отношении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, составляются должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), осуществляющих лицензирование в указанной сфере.

Организация работы с наркотическими средствами и психотропными веществами, контроль за соблюдением норм, установленных законодательством в этой сфере, является одной из важных составляющих в деятельности учреждений здравоохранения в целом. Данная деятельность требует должного внимания со стороны руководителя учреждения, который несет персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ.

Только грамотная организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях здравоохранения и постоянный контроль со стороны руководителя за соблюдением требований действующего законодательства позволят предотвратить утечку наркотических средств и психотропных веществ из легального оборота в нелегальный.

Литература

1. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 №648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».
6. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 №644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Источник: журнал "Вестник Росздравнадзора" №5 (2011)   remedium.ru

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

  • Внесены изменения в порядок лицензирования оборота психотропных веществ
  • Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. N 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Внесены изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ
  • Вышла последняя редакция Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 №644
  • Дополнен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ
  • О новых требованиях по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ
  • Административный регламент по предоставлению госуслуги по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных препаратов
  • Разработан Административный регламент по предоставлению госуслуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств
  • Постановление Правительства РФ N 1085 от 22.12.2011
  • Утверждено положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств
  • Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 №1023
  • Требования к обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, являющихся лекарственными средствами
  • Приказ №397н - Хранение наркотических и психотропных веществ
  • Специальные требования к хранению наркотиков и психотропных веществ
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н
  • Комментарии к статье: Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ (0)
    Информация
    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.