XYZ-анализ - классификация тех или иных ресурсов фирмы в соответствии с характером их потребления и точностью прогнозирования изменений в их потребности. Проведение XYZ анализа можно представить четырьмя этапами:


1. Вычисление коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
2. Группировка ресурсов по возрастанию коэффициента вариации;
3. Распределение ресурсов по категориям.
4. Наглядное представление результатов анализа.

Категория X — стабильная величина потребления, незначительные колебания в их расходе и высокая точность прогноза. Значение коэффициента вариации менее 10 процентов.

Категория Y — известные тенденции определения потребности в ресурсах (напр. сезонные колебания) и средние возможности прогнозирования. Коэффициент вариации в пределах 10-25 процентов.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо закономерности потребления отсутствуют, возможности прогнозирования невысокие. Коэффициент вариации превышает 25 процентов.

Для разных групп значение коэффициента вариации может отличаться по разным причинам, таким как зависимость продаж от сезонна, проводимые акции, дефицит товара, и т. д.

Существует несколько разновидностей анализа, например анализ фактических данных с плановыми, дающий более точный процент отклонения от прогноза. Часто XYZ-анализ проводят параллельно ABC-анализу, выделяя более точные группы ресурсов.