Перспективы развития фармрынка Эстонии
Согласно прогнозам EIU, в 2011 г. ВВП Эстонии увеличится. При этом улучшение экономической ситуации страны будет обес­печено увеличением экспортных поставок, а не ростом инвестиций или частных и государственных расходов. В 2012–2016 гг. EIU прогнозирует умеренные темпы прироста ежегодных затрат на здравоохранение Эстонии.

Сегодня в Эстонии более 3/государственных расходов на здравоохранение покрывается за счет системы обязательного медицинского страхования. По ожиданиям экспертов компании «Espicom», к 2016 г. удельных вес частных расходов на здраво­охранение по-прежнему будет составлять более 20% общего объема затрат на здраво­охранение.


Фармрынок Эстонии по своему объему уступает практически всем остальным странам анализируемого региона. В общем объеме фармрынка Эстонии доля импортных поставок готовых лекарственных средств составляет около 85%. Таким образом, импорт готовых лекарственных средств выступает одним из основных факторов, оказывающих влияние на развитие фармрынка страны.

В 2005–2009 гг. ежегодные темпы прироста объема поставок готовых лекарственных средств измерялись двузначными показателями. По прогнозам компании «Espicom», в течение ближайших нескольких лет ежегодные темпы прироста фармрынка в долларовом эквиваленте будут умеренными, но при этом рост может замедлиться в связи с длительным периодом восстановления экономики Эстонии.

По итогам 2010 г. доступность необходимой помощи лицам без медицинской страховки финансировалась в полном объеме. По данным Больничной кассы Эстонии (Eesti Haigekassa) и Департамента статистики страны, в конце 2010 г. доля населения без медицинской страховки составляла 4,8%, незначительно увеличившись по сравнению с предыдущим годом.

В начале 2010 г. в Больничной кассе Эстонии была внедрена система выписки специалистом здравоохранения дигитального (в электронном виде) рецепта. По такой схеме рецепт не распечатывается, а через интернет напрямую отправляется в централизованную информацион­ную систему — Центр рецептов. Сегодня все рецепты на лекарственно средство выписываются дигитально, за исключением оказания медицинской помощи врачом в виде домашнего визита, когда выдается стандартный рецепт, выписанный на бумаге.

Сегодня в системе здравоохранения страны действует План развития здоровья населения Эстонии (Eesti Rahvastiku Tervise Arengukava — ERTA), разработанный на период 2009–2020 гг. Главными целями ERTA являются повышение качества предоставляемых услуг в области здравоохранения, увеличение продолжительности жизни населения Эстонии и ведение им здорового образа жизни.

Также Министерством социального обеспечения (Sotsiaalministeeriumi) вместе с Больничной кассой Эстонии и Всемирной организацией здравоохранения был подготовлен анализ необходимого финансирования здравоохранения Эстонии, на основе которого прогнозируются возможные сценарии развития системы здравоохранения до 2030 г.

В марте 2010 г. в Эстонии вступил в силу новый закон, который обязывает фармацевтов в случае указания врачом в рецепте основного активного вещества, а не названия препарата, предлагать потребителям наиболее доступное лекарственное средство. Министерство социального обеспечения страны заявило, что назначение специалистом здравоохранения определенного торгового наименования лекарственного средства предполагается только при полном отсутствии соответствующего медицинским показаниям препарата-аналога. Данное регулирование было внедрено Министерством с целью защиты права потребителей на получение наиболее эффективного и доступного лечения. Принятие закона было обусловлено поступающими от потребителей жалобами на вводящую в заблуждение рекламу лекарственных средств.

Обязательное медицинское страхование обеспечивается Эстонским фондом медицинского страхования (Estonian Health Insurance Fund — EHIF), который охватывает более 95% населения страны.

Источник: apteka.ua