Госпитальный рынок Москвы: итоги первых 9 месяцев 2011 годаСогласно данным Аудита больничных закупок в РФ™, объем госпитального рынка Москвы за девять месяцев 2011г. увеличился в натуральном выражении на 13% и достиг 54,626 млн. упаковок. В денежном эквиваленте объем госпитальных закупок увеличился на 15% в рублях и на 21% - в долларах и составил 10,895 млрд. рублей (380,286 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость госпитального препарата выросла в сравнении с прошлым годом и составила 6,96 долл. (в 2010г. – 6,50 долл.). На долю столичного рынка в стоимостном выражении приходилось 25% госпитального рынка России.


По итогам девяти месяцев 2011г. в рейтинге ведущих производителей на госпитальном рынке Москвы произошли заметные изменения (табл.1). Однако лидирующие позиции сохранили препараты нераспознанных производителей и компания SANOFI-AVENTIS (+64%). На третье место с четвертого поднялась ASTRAZENECA (+26%), на четвертое переместилась одна из самых динамичных компаний рейтинга PFIZER (+74%). Более высокими темпами развивался рынок только у израильской TEVA, которая благодаря росту закупок в 2,7 раза поднялась с 18 на 8 место. Улучшить позиции удалось также компании BAXTER (+31%), которая заняла 6 место. В тоже время компании ROCHE (-5%), MERCK SHARP DOHME (-7%), NOVARTIS (+11%) и NYCOMED (+46%) сместились на более низкие позиции. Суммарная доля десяти ведущих производителей увеличилась почти на 7 п.п. и достигла 52%.

Всего три торговых наименования госпитальных препаратов, присутствовавших в рейтинге по итогам 9 месяцев 2010г., попали в Топ-10 по итогам аналогичного периода 2011г. (табл.2). Это возглавляющие его NATRIUM CHLORIDUM (+30%), MERONEM (+41%) и TAVANIC (+50%). Остальные позиции в рейтинге заняли новые его представители. Ими стали коагулянт FEIBA, иммуномодулятор COPAXONE TEVA, антибактериальный ZYVOX, противоопухолевый TAXOTERE, иммунодепрессант XOLAIR, фторхинолон AVELOX и противоопухолевый ELOXATIN. Благодаря росту закупок в несколько раз, эти препараты значительно улучшили свои рейтинговые позиции. Итоговая доля «десятки» увеличилась на 10 п.п. и достигла 21,0%.

Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований обновился не так значительно, как предыдущий рейтинг – лишь четыре представителя впервые вошли в него (табл.3). «Новинками» стали наименования FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION, GLATIRAMER ACETATE, LINEZOLID и OMALIZUMAB, которые заняли пятое, восьмое, девятое и десятое места соответственно. Кроме них, еще три наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс. С 3 на 1 место благодаря 50%-му росту закупок поднялся LEVOFLOXACIN, тогда как лидировавший ранее SODIUM (+30%) опустился на третью позицию. На строчку вверх поднялся IMMUNOGLOBULIN BASE (+34%), а более динамичный DOCETAXEL (+85%) переместился с 10 на 7 место. Так же, как и в предыдущем рейтинге, суммарная доля десяти лидеров значительно увеличилась – с 14,7% до 23,7%.

В Топ-10 ведущих АТС групп также произошли изменения, хотя и не столь выраженные, как у двух предыдущих рейтингов (табл. 4). Три первые группы (J01, L01 и B05) остались на своих местах, хотя занимающие вторую строчку L01 Противоопухолевые препараты (+3%) имели невысокую динамику и заметно сократили долевое присутствие. Отставание темпов роста отмечено также у групп L04 Иммунодепрессанты (+5%) и V08 Контрастные вещества (+4%). При этом первая опустилась на строчку вниз, а последняя сохранила за собой 10 место. Пятипроцентное снижение закупок отмечено у группы N01 Анестетики, которая опустилась с 4 на 6 строчку. Оставшиеся представители Топ-10 заняли более высокие позиции. Таких групп четыре: B01 Антикоагулянты (+34%), B02 Гемостатики (+27%), J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (+49%) и L03 Иммуностимуляторы (рост объема закупок составил 2,7 раза). Отметим, что две последние впервые вошли в рейтинг. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 64,7% до 67,5%.

Заключение. Динамика госпитального рынка Москвы (в денежном выражении) по итогам девяти месяцев 2011г. была выраженной и позитивной (+15% в рублях и +21% - в долларах). При этом объем рынка достиг 10,895 млрд. руб. (380,286 млн. долл.). В натуральном выражении рынок увеличился на 13%, до 54,626 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больницах столицы увеличилась относительно прошлого года (6,96 долл. против 6,50 долл.), продолжая оставаться заметно выше, чем в среднем по стране (3,60 долл.) Как показывают анализируемые рейтинги, на региональном рынке наблюдаются многочисленные структурные изменения на фоне выраженного роста концентрации рынка.

Рисунки и таблицы - в приложении

Источник: AIPM - Remedium Market Bulletin
Файл: Загрузить (260 кбайт)