Госпитальный рынок Москвы: итоги первых 6 мес. 2011 г.Согласно данным Аудита больничных закупок в РФ™, объем госпитального рынка Москвы за шесть месяцев 2011г. увеличился в натуральном выражении на 14% и достиг 35,956 млн. упаковок. В денежном эквиваленте объем госпитальных закупок увеличился на 17% в рублях и на 24% - в долларах и составил 7,261 млрд. рублей (255,292 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость госпитального препарата выросла в сравнении с прошлым годом и составила 7,10 долл. (в 2010г. – 6,53 долл.). На долю столичного рынка в стоимостном выражении приходилось 25,3% госпитального рынка России.


По итогам шести месяцев 2011г. в рейтинге ведущих производителей на госпитальном рынке Москвы произошли многочисленные перестановки (табл.1). Однако лидирующие позиции сохранили препараты нераспознанных фармгрупп и компания SANOFI-AVENTIS (+43%). Места с третьего по шестое включительно заняли производители, улучшившие свое рейтинговое положение. На позицию вверх, на 3 и 5 строчки, переместились ASTRAZENECA (+17%) и NYCOMED (+53%). Компания PFIZER (+90%) поднялась с 9 на 4 место. Шестую позицию занял единственный новый представитель рейтинга TEVA, закупки которого выросли в 4 раза. В нижнюю часть рейтинга, напротив, сместились четыре компании, занимавшие ранее более высокие позиции. При этом две из них (ROCHE и MERCK SHARP DOHME) продемонстрировали сокращение госпитальных закупок, тогда как рынки двух других (BAXTER и NOVARTIS) развивались опережающими темпами, что привело к расширению их долевого присутствия. Значительно, на 7 п.п., увеличилась и суммарная доля десяти ведущих производителей, достигшая 52,7%.

Всего четыре торговых наименования госпитальных препаратов, присутствовавших в рейтинге I полугодия 2010г., попали в Топ-10 по итогам шести месяцев 2011г. (табл.2). Это сохранивший 2 место NATRIUM CHLORIDUM (+41%), а также MERONEM (+19%), TAVANIC (+6%) и TAXOTERE (закупки выросли в 2 раза). При этом два первых наименования заняли более низкие позиции, тогда как TAXOTERE поднялся на две строчки вверх, с 8 на 6 место. Остальные шесть позиций в рейтинге заняли новые его представители. Ими стали иммуномодулятор COPAXONE TEVA, коагулянт FEIBA антибактериальный ZYVOX, противоопухолевый ELOXATIN, иммунодепрессант XOLAIR и антикоагулянт HEPARIN. Благодаря росту закупок в несколько раз, эти препараты значительно улучшили свои рейтинговые позиции, а COPAXONE TEVA стал лидером Топ-10. Итоговая доля «десятки» увеличилась почти на 10 п.п. и достигла 20,6%.

Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований обновился не так значительно, как предыдущий рейтинг – лишь четыре его представителя впервые вошли в рейтинг (табл.3). «Новинками» стали наименования GLATIRAMER ACETATE, FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION, LINEZOLID и OMALIZUMAB, которые заняли первое, пятое, девятое и десятое места соответственно. Кроме них, еще три наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс. С 4 на 2 место поднялся SODIUM, с 7 на 3 - IMMUNOGLOBULIN BASE и с 10 на 8 – DOCETAXEL. В тоже время три МНН (MEROPENEM, LEVOFLOXACIN и OXALIPLATIN), напротив, заняли более низкие позиции. Так же, как и в предыдущем рейтинге, суммарная доля десяти лидеров значительно увеличилась – с 14,9% до 23,5%.

В отличие от ранее рассмотренных рейтингов, Топ-10 ведущих АТС групп претерпел наименьшие изменения (табл. 4). Три первые группы (J01, L01 и B05) остались на своих местах, хотя занимающие вторую строчку L01 Противоопухолевые препараты (-2%) имели отрицательную динамику. Снижение закупок отмечено и у группы N01 Анестетики (-12%), которая опустилась с 5 на 8 строчку. Более низкие позиции заняла также группа V08 Контрастные вещества (+20%), которая сместилась с восьмой на последнюю строчку. Оставшиеся представители Топ-10 заняли более высокие позиции. Таких групп пять: B01 Антикоагулянты (+55%), L03 Иммуностимуляторы (закупки увеличились в 3,2 раза), B02 Гемостатики (+94%), J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (+84%) и L04 Иммунодепрессанты (+67%). Причем две из них, L03 и L04, впервые вошли в рейтинг. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 62,1% до 67,9%.

Заключение.
Динамика госпитального рынка Москвы (в денежном выражении) по итогам шести месяцев 2011г. была выраженной и позитивной (+17% в рублях и +24% - в долларах). При этом объем рынка достиг 7,261 млрд. руб. (255,292 млн. долл.). В натуральном выражении рынок увеличился на 14%, до 35,956 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больницах столицы увеличилась относительно прошлого года (7,10 долл. против 6,53 долл.), продолжая оставаться заметно выше, чем в среднем по стране (3,58 долл.) Как показывают анализируемые рейтинги, на региональном рынке наблюдаются многочисленные структурные изменения при заметном росте концентрации рынка.


Рисунки и таблицы - в приложении

Источник: AIPM - Remedium Market Bulletin
Файл: Загрузить (215 кбайт)      
<!-- Теги: госпитальный рынок, Москва, рейтинг
-->