В 2019 году увеличился объем госпитальных закупокПо данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group, за первые 9 месяцев 2019 года ЛПУ закупили 598,8 млн упаковок лекарственных средств на сумму порядка 204,1 млрд рублей (в оптовых ценах).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года было потрачено бюджетных средств на 19,4% больше, при этом в упаковках объем закупки был на 5,4% меньше. Такой рост вызван увеличением закупок дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов в рамках реализации национальной онкологической программы. Это привело к тому, что ATC-группа [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» поднялась на первую строчку в сегменте госпитальных закупок по итогам 9 месяцев 2019 года. Ее доля составила 32,8% в стоимостном выражении. Также увеличились закупки моноклональных антител Кейтруда (+909,2%), Перьета (+647,2%) и Опдиво (+634,1%).

Аналитики отмечают заметное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки лекарственных средств, реализуемых для нужд ЛПУ. За анализируемый период она составила 340,9 рублей, что на 26,2% дороже по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом индекс цен на закупаемые через тендеры лекарственные средства показал отрицательный результат и составил -3,3%. Из этого следует, что увеличение затрат на закупку лекарственных препаратов связано в большей степени с переключением на более современные и дорогостоящие средства.

За анализируемый период доля импортных препаратов увеличилась на 2,8% в рублях и составила 36,5% за счет более значительного роста реализации – 24,9% среди импортных препаратов и 10,9% среди отечественных лекарственных средств. В натуральном выражении доля препаратов отечественного производства уменьшилась за 9 месяцев 2019 года до 77,8% с 78,5% за 9 месяцев 2018 года.

За анализируемый период 40,2% госпитального рынка в рублях пришлось на ТОП-10 корпораций. В основном это иностранные компании за исключением «Биокада» и «Фармасинтеза», занявших 1 и 7 строчку соответственно.Максимальный рост закупок был зафиксирован у корпорации F. Hoffmann-La Roche (+203,9%).

Среди брендов в стоимостном выражении первое место заняла вакцина Превенар компании Pfizer (2,4%), также в тройку лидеров вошли АРВП Калетра (2,0%) и противоопухолевое средство Гертикад (2,0%).