С притоком иностранной рабочей силы и ужесточением законодательства по трудоустройству мигрантов чрезвычайно актуальными стали вопросы, регулирующие прием на работу иностранных граждан, оформление с ними трудовых отношений и возможные последствия при их трудоустройстве.

В соответствии с действующим законодательством иностранным гражданам предоставляются рабочие места в пределах установленных Правительством РФ квот. В связи с этим, в целях контроля за их пребыванием на территории РФ и участием в трудовых отношениях, создана и применяется система разрешительных и контрольных мер.

 
В силу специфических требований отрасли проблема привлечения иностранной рабочей силы особенно усугубляется в фарморганизациях. Данная статья призвана обратить внимание читателей на основные проблемы взаимоотношений с иностранными гражданами, работающими в фармотрасли.

 
Каков общий порядок действий организаций при приеме на работу иностранцев? Как правильно оформить трудовые отношения с такими сотрудниками? Ограничивают ли нормы законодательства возможность приема на работу иностранных граждан в фармацевтические организации? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

Правовой статус иностранного гражданина определен Конституцией РФ, Трудовым кодексом и Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (в ред. от 23.07.2008 г.) (далее - Закон N 115-ФЗ).

 
Основным документом в этом ряду является Конституция РФ, которая в ч. 3 ст. 62 оговаривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Раскрывая это положение применительно к сфере трудоустройства и повторяя положения ст. 34 и 37 Конституции РФ, Закон N 115-ФЗ в п. 1 ст. 13 указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

 
Самые серьезные из этих ограничений затрагивают трудовую правосубъектность иностранных граждан. Правила осуществления трудовой деятельности напрямую зависят от формы законного нахождения иностранного гражданина на территории РФ. В зависимости от того, на каком основании иностранный гражданин находится в РФ, его трудовая правосубъектность ограничивается соответствующими административно-разрешительными инструментами.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Основной перечень ограничений, установленных для иностранных граждан, определен в п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ, однако установленные этой статьей Закона ограничения не затрагивают фармацевтическую отрасль.


Отметим, что в некоторых сферах деятельности в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимые квоты приема на работу иностранных работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2008 г. N 1099 "Об установлении на 2009 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ" полный запрет на работу иностранцев (нулевая квота) установлен для организаций, которые осуществляют розничную торговлю фармацевтическими товарами (вид деятельности по ОКВЭД 52.31).


В свое время в письме Росздравнадзора от 21.12.2006 г. N 01И-984/06 были даны разъяснения по поводу применения аналогичного Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 682, устанавливающего допустимые квоты иностранных работников на 2007 г. По нашему мнению, данное письмо может считаться официальным разъяснением компетентного государственного органа и применяться не только в 2007 г., но и в последующие календарные периоды. В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствии с письмом Росздравнадзора РФ положения вышеупомянутых Постановлений распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ в порядке, требующем и не требующем получения визы, и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство. То есть, другими словами, временно пребывающие в РФ иностранцы в настоящее время не могут работать на объектах розничной торговли фармацевтическими товарами. Дополнительно в данном письме Росздравнадзор разъясняет, что запрет распространяется не на всех работников аптечных организаций, а только на определенные профессии (должности), в частности, для иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами, обозначены следующие должности:
- провизор (код ОКПДТР 25850), провизор средней квалификации (код 25851), провизор-интерн (код 25852), провизор-интерн средней квалификации (код 25853), провизор-аналитик (код 25854), провизор-технолог (код 5856), провизор-стажер (код 5855);
- фармацевт (код 27309), фармацевт средней квалификации (код 27310), младший фармацевт (код 24237);
- кассир, контролер-кассир, продавец, а также торговый агент, коммивояжер.


Напомним, что наименования профессий (должностей) определяются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденным Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. N 367 (в ред. от 18.07.2007 г.).


Таким образом, из Постановления Правительства N 1099 следует, что иностранным работникам, временно пребывающим в РФ, должно быть отказано в заключение трудового договора на основании запрета на розничную торговлю фармацевтическими товарами, поскольку Постановление принято во исполнение нормы федерального закона (п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).


Еще раз подчеркнем, указанные нормативы относятся только к иностранцам из категории временно пребывающих в РФ, то есть к лицам, прибывшим в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать в названных сферах труда без ограничений.


Действующее законодательство не содержит никаких других ограничений в виде квот на работу иностранцев в фармацевтических организациях.


В заключение обратим внимание читателей еще на одно ограничение. По общему правилу иностранцы, временно пребывающие (для аптечных организаций только лица, не занимающие указанные выше фармацевтические должности) и временно проживающие в РФ, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (пп. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения из этого правила установлены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 г. N 97. К ним относятся следующие случаи:
- если сотрудник направлен в служебную командировку;
- если работа осуществляется сотрудником в пути или носит разъездной характер, и это определено его трудовым договором.

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РФ  иностранцам, желающим работать на условиях трудового договора в качестве рабочих или служащих, также предъявляются определенные требования. Применительно к трудоправовому статусу иностранных граждан, т.е. их положению в области труда и трудовых отношений, действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудовое законодательство, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 11 Трудового кодекса РФ). В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "0 занятости населения в Российской Федерации" (в ред. 18.10.2007 г.) привлечение иностранной рабочей силы на территории России является приоритетным правом РФ.


Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ к трудовой деятельности иностранного гражданина относится работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Соответственно, на иностранца, принимаемого на работу в порядке, установленном главой 11 ТК РФ, следует оформить:
- трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр передается работнику, другой - остается у работодателя (ст. 67 ТК РФ);
- приказ о приеме на работу, с которым в течение 3 дней с начала работы необходимо под роспись ознакомить работника (ст. 68 ТК РФ);
- трудовую книжку после 5 дней работы (ст. 66 ТК РФ).


В связи с этим необходимо обратить внимание на Письмо Роструда от 15.06.2005 г. N 908-6-1, в котором отмечается, что на территории РФ применяются трудовые книжки установленного образца. То есть, работодателю следует на иностранного гражданина, принимаемого на работу, оформлять новую трудовую книжку российского образца.


При оформлении гражданско-правового договора с иностранцем целесообразно запросить у него те же документы, которые требуются и при заключении трудового договора (за исключением, конечно, трудовой книжки), а по результатам выполненных работ или оказанных услуг оформить и подписать акт.


Для иностранцев, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, установлены особые правила допуска к фармдеятельности в РФ.


Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением ВС РФ от 22.07.1993 г. N 5489-1, право на занятие фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее фармобразование в РФ, имеющие диплом и сертификат специалиста. Одновременно подчеркнем, что среди лицензионных требований и условий для осуществления фармдеятельности, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416 (в ред. от 07.04.2008 г.), также есть требования к образованию работников.


Так, подпункт "е" п. 4 устанавливает следующее лицензионное требование: "Руководители организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, работа которых непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, должны иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и сертификат специалиста".


Подпункт "з" этого же пункта требует "наличия у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста, а подпункт "и" - повышения квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже 1 раза в 5 лет.


В связи с тем, что получение фармацевтического образования возможно как в РФ, так и за рубежом, а также в связи с притоком иностранной рабочей силы в Россию, абзацем 7 ст. 54 Основ об охране здоровья граждан установлено, что лица, получившие фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к фармдеятельности только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях в РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.


Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 г. N 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах" (в ред. от 01.02.2005 г.) (далее Постановление Правительства N 119).


Данным Постановлением установлено, что лица, получившие фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к фармдеятельности в РФ при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Минздравсоцразвития РФ будет установлена эквивалентность образования.


Указанные лица, получившие фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к фармдеятельности в РФ после успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. По нашим данным, такие международные договоры в настоящее время не заключены.


В случае успешной сдачи специальных экзаменов выдается сертификат специалиста, который дает право на занятие фармдеятельностью по специальности на всей территории РФ.


Во исполнение Постановления Правительства РФ N 119 приказом Минздрава РФ от 26.07.2000 г. N 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах" (в ред. от 29.03.2006 г.) утверждена Инструкция о порядке проведения специальных экзаменов. В данной Инструкции, так же как и в Постановлении Правительства N 119, отмечается, что к сдаче специальных экзаменов допускаются лица, получившие фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, при условии, что федеральным органом управления образованием осуществлено признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях.


Очевидно, что документы иностранного государства о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях должны быть официально признаны эквивалентными документам РФ, т.е. соответствующие органы государственной власти должны дать согласие на наличие законной силы этих документов на территории России (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15.07.2008 г.).


Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях утвержден приказом Минобразования России от 09.01.1997 г. N 15 (в ред. от 15.03.2007 г.). Решение о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств об образовании и об ученых званиях и выдача свидетельства о признании или эквивалентности документов, если эта эквивалентность не установлена соответствующим межправительственным или межведомственным (с участием Министерства образования и науки РФ) соглашением или протоколом, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, находящейся в ведении Министерства образования и науки РФ (п. 5.3.4. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 300 (в ред. от 21.07.2008 г.).


В частности, ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. (ратифицировано РФ - Закон от 24.04.1995 г. N 47-ФЗ), заключенного странами - участниками СНГ, установлено, что каждая из Сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.


Более подробно рассматриваемые вопросы оговорены в Соглашении между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 г. (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.08.1999 г. N 957).
Если эквивалентность документов об образовании или ученом звании определена межправительственным или межведомственным соглашением или протоколом, то об этом выдается соответствующее свидетельство.


Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что организация имеет право принимать иностранных граждан со специальным образованием на соответствующие должности на работу при наличии диплома, свидетельства, подтверждающего эквивалентность об образовании, и сертификата специалиста, полученного в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ N 119.


В завершение отметим, что приказом Росздравнадзора от 24.05.2006 г. N 1200-Пр/06 "Об организации процедуры допуска к медицинской и фармдеятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах" утверждены форма направления лиц на сдачу специальных экзаменов (приложение N 1) и форма заявления образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, представляемого в Росздравнадзор для участия в проведении специальных экзаменов для лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься фармдеятельностью в Российской Федерации (приложение N 2).


Более того, в целях реализации Постановления Правительства РФ N 119 и приказа Минздрава России от 26.07.2000 г. N 284 приказом Росздравнадзора от 09.06.2006 г. N 1383-Пр/06 утвержден Временный перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для обозначенных в данной статье лиц. В Перечень вошли учреждения высшего и среднего профессионального образования по всем федеральным округам.


Установлено, что направление лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься фармдеятельностью в РФ, на сдачу специальных экзаменов в образовательные учреждения осуществляется с учетом географического расположения предполагаемого места проживания и работы соискателя, а также его специальности. В отдельных случаях, с учетом мотивированного желания соискателя, допускается направление такого лица в другое образовательное учреждение, включенное в данный Временный перечень.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранным гражданином считается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.


К лицам без гражданства относятся те, кто не является гражданином ни нашей, ни какой-либо другой страны, и указанный Закон приравнивает этих лиц к иностранным гражданам, кроме случаев, когда на них распространяются особые правила (п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).


Закон N 115-ФЗ устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории РФ:
- постоянно проживающий - лицо, получившее вид на жительство;
- временно проживающий - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- временно пребывающий - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.


Анализ российского законодательства позволяет иностранцев (постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих), принимаемых на работу в российскую организацию, условно разделить на три категории.
1. Иностранцы, принимаемые на работу в том же порядке, что и россияне. Ими являются иностранцы:
- граждане Белоруссии (п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России от 22.06.1996 г. N 4);
- имеющие вид на жительство для постоянно проживающих;
- имеющие Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 г. N 817 (в ред. 25.06.2007 г.).
2. Иностранцы, прибывшие в РФ в безвизовом порядке и не подпадающие под первую категорию (в соответствии с письмом МИД России от 27.09.2006 г. N 32253/19 - граждане Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины).
3. Иностранцы, прибывшие в РФ в визовом порядке и не подпадающие под первую категорию, например, граждане Грузии, Туркмении, граждане большинства стран, не входящих в СНГ.


Для того чтобы правильно понять, к какой категории отнести будущего работника - иностранца и как правильно оформить документы на его прием, нужно запросить у него паспорт (для определения гражданства), а также документы, подтверждающие основание его нахождения в России: миграционную карту, визу, разрешение на временное проживание или вид на жительство.


В таблице приведены условия привлечения иностранных граждан на работу в соответствии с обозначенной выше классификацией. Одновременно, принимая во внимание, что с 2007 г. на работодателя возложена ответственность за информирование контролирующих органов, в таблице рассмотрены сроки по уведомлению контролирующих органов о возникновении трудовых отношений с иностранцами.


В заключение еще раз подчеркнем, что работодателю при приеме на работу иностранца следует помнить, что временно пребывающие в России иностранцы в настоящее время не могут работать на объектах розничной торговли фармацевтическими товарами.


Таблица "Условия привлечения иностранных граждан на работу" приведена в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс"

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ

Организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие для работы иностранцев, должны учитывать правила миграционного законодательства. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, за их незаконное привлечение к трудовой деятельности установлена ст. 18.8-18.17 КоАП РФ. Контроль над трудовой деятельностью иностранцев осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС) и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 32 Закона N 115-ФЗ).


Сегодня, как и в прежние годы, административный штраф за нарушения законодательства в области трудовой миграции может быть наложен на работодателя, его должностных лиц и иностранного гражданина. При этом нельзя не отметить, что в своей последней редакции (с новыми поправками) КоАП РФ устанавливает более строгие меры наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, многократно повышает ответственность работодателя и работника. Перечислим наиболее важные изменения в этой области:
- ощутимо увеличен размер штрафов;
- размер санкций приведен в зависимость от количества работающих на предприятии "нелегалов";
- введена дополнительная мера ответственности - административное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток;
- увеличен срок давности по нарушениям, связанным с нелегальной миграцией (с 2 мес. до 1 года).
Наиболее распространенные нарушения законодательства в области трудовой миграции, соответствующие разделы КоАП, объекты правовой ответственности и предусмотренные санкции отражены в таблице. Обратим внимание, что административный штраф придется уплатить за каждого иностранного работника, незаконно привлеченного к трудовой деятельности.

Таблица. "Нарушения и наказания" приведена в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс"

НАЛОГИ: ЕСН

По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются единым социальным налогом (ЕСН) в том же порядке, что и выплаты работникам-гражданам РФ. Объектом налогообложения для организаций в соответствии со ст. 236 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в т.ч. иностранных граждан и лиц без гражданства) по трудовым, гражданско-правовым, а также авторским договорам.


В соответствии с НК РФ налоговая база по ЕСН определяется организацией отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Заметим, что существует особенность по исчислению ЕСН для уплаты в федеральный бюджет. Заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России.


Согласно п. 2 ст. 243 НК при расчете налога с российских граждан, его сумму уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), начисленных за тот же период. В свою очередь, как отмечалось выше, взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ. Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, он не относится к застрахованным лицам в целях пенсионного страхования, и следовательно, вычет по ЕСН в отношении этого работника применять нельзя.


Отчисления в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках ЕСН уплачиваются так же, как и за российских граждан. Ведь по закону работодатели обязаны обеспечить своим сотрудникам право на получение медицинской помощи (ст. ст. 2, 9 Закона от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан"). Кроме того, работодателю следует оформить на иностранцев полис ОМС. Причем срок, на который выдают медицинские полисы иностранцам, ограничен сроком действия трудового договора с ними.


Сотрудники-иностранцы относятся к лицам, застрахованным в Фонде социального страхования (п. 2 ст. 6 Закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах социального страхования"). Поэтому отчисления с их зарплат в ФСС в рамках ЕСН осуществляются в обычном порядке - за всех сотрудников, которые работают по трудовым договорам. С вознаграждений по гражданско-правовым или авторским договорам взносы в ФСС платить не надо (п. 3 ст. 238 НК).

НАЛОГИ: НДФЛ

Иностранные граждане, работающие в РФ, являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают этот налог с доходов, полученных как в РФ, так и за ее пределами, а физические лица - нерезиденты - только с доходов, полученных от источников, расположенных в РФ (ст. 209 НК РФ).


Статус иностранного гражданина (резидента или нерезидента) для целей уплаты НДФЛ определяется независимо от оснований его пребывания в РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налогоплательщик приобретает статус налогового резидента РФ только тогда, когда пробудет на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В то же время статус налогоплательщика может меняться из месяца в месяц; это связано с тем, что период в 12 месяцев не ограничен рамками календарного года и определяется на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода. При этом в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 мес.) лечения или обучения.


Доходы резидентов облагаются НДФЛ по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, - преимущественно по ставке 13%, а доходы нерезидентов - по ставке 30%. Сразу отметим, что если в течение налогового периода статус иностранного гражданина менялся, то работодателю необходимо произвести:
- перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне удержанной суммы налога при приобретении им статуса налогового резидента РФ;
- перерасчет (по ставке 30%) и удержание с его доходов суммы налога при утрате им статуса налогового резидента РФ.


В случае отсутствия возможности удержания налога с доходов иностранца (например, при прекращении трудовых отношений), работодатель обязан письменно сообщить в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств о невозможности удержания налога и сумме задолженности работника-иностранца (п. 5 ст. 226 НК РФ).


Заметим также, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора (ст. 7 НК РФ). Кроме того, иностранные граждане - выходцы из государств, с которыми у РФ имеются действующие соглашения об избежание двойного налогообложения, могут уплачивать НДФЛ на родине - если они являются резидентами этих государств. Для освобождения от налогообложения в РФ или получения иных налоговых привилегий налогоплательщик самостоятельно должен представить в органы Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ сертификат постоянного местопребывания, официально подтверждающий, что предъявитель является резидентом государства, с которым РФ заключила соглашение (договор) вышеуказанного характера. Такое подтверждение может быть представлено как до уплаты НДФЛ, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от налогообложения, налоговых вычетов или привилегий (ст. 232 НК РФ).


Обратим внимание еще на особенность, связанную с гражданами Республики Беларусь (РБ). При долгосрочном трудовом договоре, заключенном более чем на 183 дня, их доходы сразу облагаются по ставке 13%. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 21 "Недискриминация" Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г. граждане РБ не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах. Однако если договор с гражданином Беларуси расторгнут раньше 183 дней его пребывания в России, то налоговому агенту придется пересчитать налог с уже выплаченного дохода по ставке 30%.

СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" иностранцы, работающие на основании трудового договора, наравне с гражданами РФ подлежат страхованию от производственного травматизма. И если иностранец работает без оформленного разрешения на работу, то обязательному страхованию от производственного травматизма он не подлежит, и в случае производственной травмы или профессионального заболевания данный работник не сможет рассчитывать на те виды соцобеспечения, которые гарантируются застрахованным работникам (Письмо ФСС РФ от 06.02.2003 г. N 02-18/07-832).


Если же с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор, то взносы от несчастных случаев можно не платить. Это решение принимается по соглашению между сотрудником и работодателем (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ).

Источник: unico94.ru