Больше таблеток в считаные рукиБелый дом централизует учет лекарственных льготников, но расширит ассортимент препаратов

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании в РФ единой системы учета получателей лекарств по федеральным и региональным льготам. Одновременно Белый дом предлагает расширить список доступных им препаратов — теперь и на федеральном, и на региональном уровне он должен соответствовать списку ЖНВЛП. Если правительству удастся добиться одновременно перераспределения и увеличения объема выдаваемых лекарств, в перспективе лекарственное страхование в РФ может потребоваться только для отдельных заболеваний.

В России с 1 июля этого года может появиться регистр федеральных и региональных льготников, имеющих право на бесплатные лекарства, медизделия и лечебное питание. Законопроект об этом правительство внесло на рассмотрение Госдумы. Сейчас по закону право на льготные лекарства имеют ветераны, инвалиды, неработающие пенсионеры, дети в возрасте до трех лет, многодетные матери и пациенты с рядом редких заболеваний. Права этих категорий закреплены как на федеральном, так и на региональном уровне, но если перечень федеральных льготников известен, то региональные льготы различаются в каждом субъекте РФ. В целом, по оценке Минздрава на 2019 год, к лекарственным льготникам в РФ относилось примерно 19% населения, или 25–28млн человек. По данным DSM Group, за первое полугодие 2019 года региональные власти потратили на обеспечение льготников лекарствами 72,9млрд руб. (это 64,4млн упаковок лекарств в натуральном выражении), а федеральные — 37,5млрд руб. (47,1млн упаковок).

Идея объединить информацию о получателях лекарств в единую базу появилась по мере нарастания проблем в сфере разграничения полномочий федерального центра и регионов.

Благодаря монетизации льгот в 2005 году федеральные льготники получили право отказываться от положенных им лекарств в пользу денег, однако могли продолжать получать их за счет регионов, создавая двойную нагрузку на бюджетную систему. Сейчас, по данным Пенсионного фонда, который и ведет регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (в нее входят и лекарства), из 15,2млн человек денежную форму выбрали 10,1млн человек, однако это не лишает их права обратиться за препаратами в своем регионе.

О такой практике "Ъ” сообщили, например, в минздравах Крыма, Сахалинской и Саратовской областей, подчеркнув, что это создает дополнительную нагрузку на региональные бюджеты и сокращает объем средств на обеспечение лекарствами имеющих только региональную льготу. Из-за этого последние регулярно жалуются на недостаточные расходы местных бюджетов и сложности с получением препаратов. Напротив, ряд регионов, например Хабаровский край, Карелия и Воронежская область, сообщили, что у них федеральные льготники при отказе от лекарств не имеют права обращаться за аналогичной льготой из бюджета региона. При этом и дублирующие, и не дублирующие лекарственное обеспечение регионы объяснили свои действия «нормами нынешнего законодательства».

Как следует из текста правительственного законопроекта, федеральный регистр позволит объединить всю существующую информацию в единую базу данных лекарственных льготников РФ. В ней помимо имени каждого льготника будут храниться данные о его паспорте, СНИЛС, полисе ОМС, адресе проживания, диагнозе, а также сведения о назначении и отпуске ему льготных продуктов. Каждый регион будет вести региональный сегмент регистра и вносить туда сведения о проживающих на его территории льготниках, работу регистра на федеральном уровне будет координировать Минздрав.

Одновременно поправки правительства также расширяют спектр лекарств, который будет доступен по федеральной и региональной льготе. Теперь эти категории льготников должны обеспечиваться препаратами в соответствии со списком жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Сейчас основой для обеспечения льготников в регионах на федеральные средства является программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами, перечень которой состоит из 406 международных непатентованных наименований лекарств, при этом на 2020 год более 100 из них могут назначаться только по решению врачебной комиссии. Перечень ЖНВЛП почти вдвое больше — 758 наименований препаратов. Аналогичным образом — до списка ЖНВЛП — должны быть расширены и перечни лекарственного обеспечения льготников в регионах. Сам перечень ЖНВЛП должен обновляться Минздравом не менее раза в год.

Впрочем, как отмечается в пояснительной записке к документу, новые требования к объему льготного лекарственного обеспечения не приведут к росту расходов федерального бюджета на федеральных и часть региональных льготников по крайней мере до 2022 года. С одной стороны, это отражает проявившуюся уже в 2019 году тенденцию к увеличению закупок льготных лекарств (по данным DSM Group — на треть), с другой — невозможность оценить объем будущих расходов при одновременной оптимизации числа получателей и росте списка предоставляемых лекарств. Документ правительства не содержит прямого указания на отказ от дублирования льгот на федеральном и региональных уровнях, однако об этой практике не раз негативно отзывался Минздрав, и ужесточение подхода к ней очень вероятно. Расходы же на создание регистра уже заложены в рамках федеральной программы по информатизации.

Если появление регистра позволит одновременно оптимизировать численность льготников, исключив из их числа повторных получателей, и расширить объем предоставляемых им лекарств, то, возможно, РФ не понадобится внедрение системы лекарственного страхования на всеобщем уровне. Более логичным будет постепенно добавлять к уже существующей системе льгот новые категории получателей — и, видимо, они будут определяться с учетом диагноза, а не социального и демографического статуса пациента, как уже было предложено в рамках пилотного проекта по обеспечению лекарствами перенесших операцию на сердце.

Анастасия Мануйлова

Источник: kommersant.ru