Надлежащая аптечная практика в Украине: «быть или не быть»?
Современные тенденции развития фармацевтического и аптечного секторов тесно переплетены с внедрением международных общепризнанных стандартов. Безусловно введение стандартов надлежащей аптечной практики в Украине существенно улучшит качество обслуживания, стратегию продвижения товара и обезопасит потребителя от фальсификации. Но, кроме плюсов, введение единых стандартов имеет и определенные минусы, тем более в посткризисный период для Украины.

Стандарты – закон для фармацевта!

Разработка надлежащих стандартов всегда подразумевает переход на более качественный уровень работы аптек, но в западных странах любой переход к стандартизации подразумевает пересмотр экономических, политических и специальных показателей отрасли, а не только введение GPP без всеобъемлещего анализа внедрения и последствий для фармацевтического и аптечного бизнеса в стране. При том, что переход на новый уровень качественных характеристик аптечного сектора в посткризисный период будет затруднен, а скорее всего и невозможен в сжатые сроки, так как требует дальнейшего инвестирования.

 

Также сложно говорить о соответствии маленьких аптек и аптечных пунктов мировым стандартам и невозможности удовлетворения всех условий из-за недостаточного инвестирования, малых торговых площадей и персонала, в обучение которого нынешние работодатели не имеют возможности вкладывать средства.

 

Соответствовать стандартам надлежащей практики смогут лишь мощные аптечные сети, достаточно давно занимающие лидирующие позиции на рынке. Примером тому является национальный дистрибьютор «Фалби», получивший в Украине и среди стран СНГ сертификат соответствия требованиям GDP (надлежащая практика дистрибьюции).

 

Если проанализировать тенденции роста аптечных и дистрибьюционных сетей, то станет ясно, что вскоре и остальные крупные дистрибьюторы присоединяться к уважаемому национальному дистрибьютору.

 

Далее следует вопрос не нуждающийся в обдумывании: что же станет с более мелкими аптечными и дистрибьюционными сетями?

 

Конечно, мы выигрываем в качестве обслуживания, но проиграем в свободе выбора лекарственных средств и исчезновению мелких конкурентов.

 

Повышение качества обслуживания:

  • обеспечит удовлетворение пожелания клиентов, персонификацию обслуживания;
  • позволит выбрать оригинальные и эффективные, не фальсифицированные лекарственные средства;
  • повысит профессиональный уровень персонала;
  • улучшит условия труда;
  • повысит безопасность ЛС для пациентов;
  • облегчит выбор пациента и предотвратит вред от самолечения.

 

Также GPP приведет не только к росту профессионализма персонала, но и к пересмотру обучения провизоров и фармацевтов. Также кроме дополнительной медицинской базы персонал необходимо обучить основам техники продаж, маркетинга, мерчайндайзинга и, наконец, психологическим аспектам общения с клиентами, что позволит обезопасить клиентов, которые занимаются самолечением. Можно утверждать, что изменится отношение клиентов к аптеке в целом, так как первостольник сможет рекомендовать препараты ОТС–группы (рецептурные) самостоятельно, сопровождая советы адекватной медицинской информацией.

 

При разработке национальных стандартов для аптечной практики необходимо учитывать уровень экономических показателей страны и политических тенденций, а также адекватность мотивации персонала и реалии аптечного бизнеса, а не идеализировать невозможное в соответствии с существующими документами, стандартами и нормативными актами.

 

Аптечные стандарты должны адекватно помочь первостольнику оценивать применение ЛС с точки зрения пользы для здоровья каждого пациента, но не отменять назначения врача и не ставить решения врача под сомнение. Необходимо начинать внедрение стандартов с самого необходимого или самого выполнимого строго согласно стратегии.

 

Необходимо, чтобы первостольник предоставлял пациенту общую рекомендательную информацию в соответствии с общими рекомендациями по информированию пациентов.

 

Главный принцип внедрения стандартов GCP, GDP, GMP, GPP – не навредить, а на втором месте — достижение гармонизации и эффективности работы в фармацевтическом, производственном и аптечном секторах!

 

Источник: http://www.provisor.com.ua