Проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности «Фармация»На сайте Минобрнауки России появился проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности «Фармация». Документ предполагает отмену заочной и очно-заочной формы обучения на фармфакультетах вузов. По мнению экспертов, переход исключительно на очную форму подготовки специалистов нарушит   конституционные права граждан при получении высшего профессионального образования, а также осложнит и без того непростую кадровую ситуацию на фармрынке ПФО.

Дискредитация Фармобразования

Минобрнауки представило на широкое обсуждение проекты новых ФГОСов по подготовке студентов вузов по специальностям «Лечебное дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Медико-профилактическое дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация». Министерство предлагает отменить очно-заочную и заочную форму обучения будущих провизоров. Если ФГОСы вступят в силу, то студенты, поступившие до 1 сентября 2013 г. на заочное отделение фармфакультетов и фармотделений вузов, смогут закончить учебу, а вот дальнейшего приема на эти отделения уже не будет. Как удалось выяснить корреспондентам «ФВ», у представителей фармрынка ПФО новый проект ФГОСа вызвал весьма негативную реакцию.

«Заочное и очно-заочное обучение необходимо, его нельзя отменять, — считает декан фармфакультета Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), докт.фарм.  наук, проф. Светлана Кононова. — Если нововведения вступят в силу, это будет российский нонсенс. Отмена заочной формы обучения станет еще одним доказательством того, что в нашей стране идет дискредитация высшего фармобразования. Система вузовской подготовки позволяет подняться человеку на новый уровень общекультурного и профессионального развития, поэтому отмена заочной формы обучения снизит престиж фармобразования в целом». Похожая точка зрения и у ректора Пермской государственной фармацевтической академии (ПГФА), докт.фарм. наук, проф. Татьяны Одеговой. «В связи с резкой нехваткой фармкадров решение об отмене заочного и очно-заочного образования мы считаем не вполне мотивированным и продуманным», — говорит она.«Неоспоримым преимуществом очно-заочной и заочной форм обучения является возможность совмещения работы и учебы, ориентированность студентов на трудоустройство по выбранной специальности, а также высокая мотивация на получение качественного образования, — отмечает проректор НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ» Инга Прохоренко. — В этой связи новая инициатива у нас не вызывает одобрения». Отрицательное отношение к идее об отмене заочной и очно-заочной формы обучения в беседе с корреспондентами «ФВ» выразили и представители других вузов ПФО — Башкирского ГМУ, Оренбургской ГМА, Казанского ГМУ, Саратовского ГМУ и других.

Без отрыва от работы

Представители практической фармации ПФО также подвергли резкой критике положения нового ФГОСа. «В нашем коллективе работают свыше 20 провизоров, и лишь четверо из них получили образование очно, — говорит директор ОАО «Бор фармация» (Нижегородская обл.) Элла Цыбушкина. — В настоящее время заочное обучение по специальности «Фармация» проходят еще шесть наших коллег. Мы считаем, что очно-заочную и заочную подготовку отменять нельзя, ведь такая форма позволяет без отрыва от работы получать высшее образование фармацевтам, которые уже имеют опыт. Более того, на наш взгляд, на третий курс заочного отделения нужно принимать тех, кто уже имеет среднее фармобразование и работает по специальности».

Похожей точки зрения придерживается и зам. директора ГУП «Фармация» Удмуртской Республики Ольга Монакова. По ее словам, в ГУП «Фармация» 195 сотрудников, из них высшее фармобразование имеет 51 провизор: «За пять последних лет высшее образование по заочной форме у нас получили восемь провизоров, сегодня продолжают обучение еще два человека. Администрация предприятия приветствует желание заочно получить высшее образование. Коллективным договором предусмотрены все гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с учебой. Такой подход позволяет закрепить кадры на предприятии, способствует их профессиональному росту». Инициативу Минобрнауки не поддерживает и руководство аптечной сети «Пермфармация». На сегодняшний день в ее составе свыше 160 аптек и аптечных пунктов, при этом штат компании превышает 700 человек. «В связи с активными темпами развития сети мы испытываем острую потребность в специалистах с фармобразованием, при этом наиболее востребованы провизоры, которые работают за «первым столом», — говорит директор аптечной сети Елена Рудометова. По ее словам, сегодня точки «Пермфармации» есть во многих отдаленных населенных пунктах Пермского края, и именно в сельских аптеках кадровый дефицит наиболее заметен: «Многие специалисты, работающие в удаленных населенных пунктах, имеют среднее фармобразование. На данный момент свыше 20 сотрудников нашей компании совмещают работу с учебой. Все они имеют семьи, а потому не могут оставить работу на пять лет и обучаться в вузе очно».

Дефицитные кадры

Как полагают эксперты ПФО, введение нового ФГОСа негативно отразится на кадровой обеспеченности отрасли, приведет к снижению качества оказания фармуслуг. При этом, замечают представители регионов, пострадает и государственный, и частный сектор фармрынка. «Сегодня в аптечных организациях, а также на предприятиях оптовой торговли ЛС зачастую работают специалисты без фармобразования», — говорит Татьяна Одегова. По ее словам, сокращение числа выпускников приведет к дальнейшему ухудшению ситуации. При этом от нововведения пострадают и аптечные организации, и конечные потребители. «По примерным подсчетам, — продолжает тему Светлана Кононова, — в Нижегородской области дефицит фармспециалистов составляет около 200—300 человек. Уже сегодня в аптеках на фармдолжностях, даже за «первым столом» работают люди без фармобразования, что приводит к скрытому снижению качества фармуслуг. Если же количество выпускников вузов сократится, то ситуация только усугубится».

«Сегодня в оптовых компаниях, представительствах компаний- производителей и даже в аптеках работают бывшие инженеры, летчики, врачи и медсестры, что снижает престиж профессии, — считает доц. кафедры фармации НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ» Галина Бельчикова. — Не открою страшной тайны, если скажу: на каждого провизора лицензируется сразу несколько аптек».

«Если сократится число выпускников фармвузов, придется закрывать аптеки, причем в первую очередь — в сельских районах», — считает Елена Рудометова.

Последствия запрета

Впрочем, как отмечают представители ПФО, от нововведения пострадают и сами вузы, осуществляющие подготовку провизоров. Так, по состоянию на 1 сентября 2013 г. в Пермской ГФА по заочной форме обучаются 1539 человек. «В общей структуре выпускников доля студентов-заочников ежегодно составляет свыше 70%», — отмечает Татьяна Одегова. По словам декана фармфакультета Башкирского ГМУ, проф. Лилии Валеевой, на заочном отделении университета в настоящее время обучаются 670 человек, при этом при поступлении на заочную форму каждый год бывает конкурс. «В НижГМА заочная форма обучения была введена десять лет назад, и нам сразу стало ясно: она очень востребована, — говорит Светлана Кононова. — Всего с 2003 г. по заочной форме мы подготовили 350 провизоров. Их доля в общей структуре выпускников составляет около 50%. В среднем мы выпускаем 60—65 человек в год».

По оценкам экспертов, на фоне сокращения бюджетного и внебюджетного набора на заочные отделения в вузах сократится и штат преподавателей. «Неизбежно возникнет необходимость сокращения кадров, причем в первую очередь по дисциплинам специальности, — говорит Светлана Кононова. — Если говорить о зарплате преподавателей, то она тоже станет меньше. Заочная форма является одним из источников внебюджетных средств вузов, а в условиях дефицита бюджетного финансирования эта ситуация неизбежно приведет к негативным последствиям».

«Преподавательские кадры — это наиболее квалифицированная часть фармсообщества, которая имеет огромный багаж теоретических знаний, высокий исследовательский потенциал, а также высокие педагогические и наставнические качества, — говорит Галина Бельчикова. — Потерять преподавательский состав легко, а восстановить — практически невозможно».

Векторы развития

Критикуя проект нового ФГОСа, представители регионов готовы внести свои предложения по решению кадровых проблем отрасли. По их мнению, сегодня необходимо повысить статус провизора, поменять стандарт заочного обучения, наполнив его практической составляющей. Кроме того, есть мнение о необходимости введения фармколледжей в структуру медицинских академий и университетов, а также о выделении целевых бюджетных мест для фармацевтов, работающих в системе государственного и муниципального здравоохранения. Что касается заочного обучения медработников, то здесь специалисты придерживаются противоположных точек зрения. «Необходимо запретить получать высшее образование по заочной форме медсестрам, фельдшерам и акушеркам», — говорит Светлана Кононова. Вместе с тем руководство аптечной сети «Пермфармация» считает: для специалистов с медобразованием необходима программа переподготовки по специальности «Фармация». Среди других предложений — необходимость введения специальности «Клинический провизор», а также дальнейшее внедрение современных образовательных технологий.

Ирина Петрухина, Людмила Пономарева, Светлана Скороход

Источник: ФВ