Для развития орфанных препаратов – социальная ответственностьИсследование, проведенное доцентом кафедры маркетинга INSEEC Business School Изабель Шаламон вместе с Ольгой Брякой, Ханко Зейтцманом, Ричардом Вокуч и Пуджой Такур из политехнического университета Виргинии, выясняет, как факторы социальной ответственности могут стимулировать разработку препаратов-сирот. Работа «Стратегическая корпоративная социальная ответственность иразвитие орфанных препаратов: взгляд биофармацевтической промышленности США и ЕС» изучает двигатели корпоративной социальной ответственности на рынке препаратов-сирот и степень вовлеченности биофармацевтических фирм в продвижение таких лекарственных средств. Внедрение, наряду с основными видами деятельности, производства орфанных препаратов и практика социальной ответственности могут не только служить общественным интересам, но и принести компаниям как экономическую, так и не экономическую выгоды.

ВЕвропе болезнь считаетсяредкой, если затрагивает 1 человека из 2000. Согласно Европейской организации по редким заболеваниям (EURORDIS) существует от 5000 до 7000 орфанных заболеваний, и от 6% до 8% населения Европейского Союза страдают редкими болезнями. «Сиротские» лекарства («орфанные», от англ. оrphan drugs) называются так, потому что спонсоры не заинтересованы в их развитии в крупных масштабах. Процесс от открытия новой молекулы до маркетинга является длительным (в среднем 10 лет), дорогостоящим (несколько десятков миллионов евро) и достаточно неопределенным (в среднем из десяти протестированных молекул только одна может иметь терапевтический эффект). «Разработка лекарств для редких болезней непозволяет восстановить капитал, вложенный вего исследование»,— объясняет сайт Orpha.net. Однако «Закон оразработке лекарств для редких болезней», принятый в США и аналогичные законы, принятые в других европейских странах в 1990-х, предлагающие финансовые стимулы для фармацевтических компаний, дали толчок развитию таких препаратов.

Какие факторы стимулируют разработку лекарств-сирот в компаниях?

Изабель Шаламон, активный участник общественного движения за обеспечение лекарственными средствами пациентов с редкими заболеваниями в Европе, автор работ в области орфанных заболеваний, рассматривает в данном исследовании последствия принятия законов, корпоративную социальную ответственность и усилия компаний в этой области. «В то время как социальная ответственность компаний в фармацевтической промышленности хорошо изучена, орфанные препараты остаются относительно неисследованными. Всовременном обществе существует предубеждение: компании, которые производят лекарства для редких болезней, являются либо оппортунистами, либо благотворителями»,— говорит Изабель Шаламон. —Отталкиваясь от этого предубеждения, мы хотели разобраться, какие факторы насамом деле подталкивают компании кпроизводству лекарств-сирот».

Изабель Шаламон иееколлеги-исследователи использовали качественные и количественные методы для анализа практик социальной ответственности фармацевтических фирм. Сначала они провели опрос 20 менеджеров из 9 фармацевтических компаний в ЕС и США и использовали общедоступные вторичные данные о деятельности фирм в биофармацевтической промышленности. Затемисследователи изучиливидимость действий компаний, связанных сразработкой лекарств-сирот, с помощью количественных исследований 100 фирм. Анализируя веб-сайты, они получили более подробную информацию о том, как эти фирмы осуществляют коммуникации об их социально-ответственных действиях в целом и в сфере орфанных препаратов в частности. «Разработка орфанных препаратов уже не рассматривается как чисто благотворительная,— говорит Изабель Шаламон. «Экономический стимул явно важный, но не единственный. Производство таких препаратов может быть также мотивировано правовыми и этическими факторами».Все опрошенные компании отметили, что, в первую очередь, их выход на рынок лекарств-сирот мотивирован бизнес-возможностями и возможностями по достижению технологического прорыва. Ноисследование также показало, что большинство компаний обосновывает разработку и внедрение орфанных препаратов этическими соображениями или социальной ответственностью. Небольшие компании утверждают, что это неотъемлемая часть их организационной культуры.

Уроки и упущенные возможности компаний и политиков

Результаты опроса показали, что менеджеры рассматривают разработку лекарственных препаратов-сирот как фундаментальную часть деятельности компаний. Количественный анализ интернет-коммуникаций фармацевтических фирм выявил, что на многих сайтах обсуждается корпоративная социальная ответственность, но  только немногие упоминают свою работу в области орфанных заболеваний. Исследование предлагает компаниям лучше, или, по крайней мере, больше рассказывать о своих усилиях в области орфанных заболеваний.«Это позволит компаниям более полно воспользоваться преимуществами стратегии корпоративной ответственности. Дополнительные затраты на коммуникации низкие и могут служить общественным интересам»,— говорят авторы.

В исследовании также содержатся предложения для политиков, которые должны усилить поддержку развития лекарств-сирот (например, правительственные премии, продление срока действия эксклюзивных прав итак далее). Изабель Шаламон комментирует: «Если фирмы будут осуществлять более эффективные коммуникации о своей деятельности в области орфанных болезней, то это окажет положительное влияние на развитие производства препаратов-сирот, и от этого выиграет общество в целом».

Исследование «Стратегическая корпоративная социальная ответственность и развитие орфанных препаратов: взгляд биофармацевтической промышленности США и ЕС (англ. » Strategic Corporate Social Responsibility and Orphan Drug Development: Insights from the U.S. and the EUBiopharmaceutical Industry)" было опубликовано в журнале Journal ofBusiness Ethics.

Автор: Ирина Исаева

Источник: med-info.ru